Функции земли как объекта природного ресурса. Земля — природный ресурс. иным территориальным зонам

Крассов Олег Игоревич, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук.

Статья посвящена критическому анализу представлений, существующих в теории гражданского права о характеристике понятия "земельный участок" как вещи.

Ключевые слова: земельный участок, вещь, недвижимость, природный объект, природный ресурс.

Land as an object of nature and natural resources

Krassov Oleg Igorevich, professor of the chair of ecological and land law of the law faculty of M.V. Lomonosov Moscow state university, doctor of juridical sciences.

The article contains a critical analysis of ideas existing on the theory of civil law on the characteristics of the concept of "land plot" as a thing.

Key words: land plot, thing, immovable property, natural object, natural resource.

Юридическое понятие, которое отображает материальный объект, должно до определенных пределов адекватно выражать сущность и его характерные черты, имеющие правовое значение. Это необходимо для того, чтобы четко определить сферу общественных отношений, к которой относится данное понятие, и правильно применять его на практике. Юридические понятия, закрепляемые в праве, не всегда совпадают и не могут в ряде случаев выражать объективно существующую действительность, что объясняется особым характером юридической логики и применяемой в законотворчестве юридической техники. Примером тому служат естественнонаучные определения объектов природы и их юридические понятия, закрепленные в праве. Тем не менее эти понятия должны все-таки иметь определенный смысл, хотя бы в некоторой степени соответствовать реальности окружающего нас мира, и в том числе быть обоснованными с позиций права.

В теории гражданского права и гражданском законодательстве земельный участок относится согласно ст. 128 ГК к числу объектов гражданских прав, он признается недвижимой вещью (ст. 130 ГК). Земельный участок - это вещь.

Иной правовой характер имеет понятие "земельный участок" в теории земельного права и в земельном законодательстве. Земельный участок рассматривается в качестве органически неразрывной части земли, которая является объектом природы. Земельный участок - это индивидуализированная часть земли, компонента природной среды. Такая позиция прямо вытекает из содержания принципа земельного законодательства об учете значения земли как основы жизни и деятельности человека, сформулированного в пп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации <1> (далее - ЗК РФ). Земля - это природный объект, природный ресурс и одновременно - недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. Значение этого принципиально важного положения убедительно раскрыто в работе Г.А. Волкова "Принципы земельного права России" <2>.

<1> См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
<2> См.: Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005. С. 157 - 160.

Возможно ли в XXI в. рассматривать земельный участок в качестве вещи и насколько обоснованна такая правовая позиция? Суть юридического понятия "вещь" и его содержание заключаются в следующем. В римском праве земельный участок рассматривался как вещь. Это - традиция, существующая веками. И сейчас, как считают представители науки гражданского права, земельный участок должен признаваться в качестве вещи. Однако юридического понятия вещи римские юристы не выработали, поэтому и в современном гражданском законодательстве данное понятие не закреплено. Вместо этого существует вечная проблема, подвергающаяся постоянному научному анализу: понятия "вещь" и "недвижимость".

Содержание понятия "вещь" в гражданском праве заключается в следующем. Вещами в гражданском праве признаются материальные, физически осязаемые объекты, имеющие экономическую форму товара. Вещи являются результатами труда, имеющими в силу этого определенную материальную (экономическую) ценность. Исключение в этом отношении составляют земля и другие природные ресурсы, которые, как правило, не являются результатами труда (если не считать специально улучшенных, например мелиорированных, земель или искусственных лесопосадок). Эти объекты так или иначе тоже вовлекаются в товарный оборот, хотя именно отсутствие у них свойств, присущих результатам чьего-то труда, а также их естественная ограниченность дают основания для предложений об установлении для них особого правового режима (типа никому не принадлежащего "объекта достояния народа"). В качестве объектов гражданских правоотношений земельные участки (а также участки недр и обособленные водные объекты) тоже относятся к категории вещей <3>.

<3> См.: Российское гражданское право: Учебник. Т. 1. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2011.

Вещь в узком правовом смысле можно определить как обособленный предмет материального мира, освоенный и контролируемый людьми и имеющий для них реальную или потенциальную ценность (характер товара) <4>.

<4> См.: Гражданское право: В 3 т.: Учебник. Т. 1 / Под ред. С.А. Степанова. М.: Институт частного права, 2010.

Наиболее распространенный и значимый объект гражданского права - вещи. Следует иметь в виду, что вещь в гражданском праве - это юридическое понятие, не всегда соответствующее предмету материального мира. Например , некоторые материальные объекты (космические тела, планеты и т.д.) не являются вещами в правовом значении этого понятия. И напротив, бездокументарная ценная бумага, не имеющая материального выражения, в силу закона признается вещью и т.д. К вещам также относят и такие объекты, как электроэнергия, газ и иные, подобные им <5>. Вещь может быть создана человеком либо иметь природное происхождение. Вещами в гражданско-правовом смысле являются объекты, ценность которых человеком осознана и на которые он может оказывать влияние, управлять. Объекты, которые человек на данном этапе развития не в состоянии освоить, контролировать, оценить, сделать предметом оборота, к вещам с правовой точки зрения не относятся - они не вовлекаются в сферу гражданско-правового регулирования (например, космические объекты: планеты, звезды, кометы) <6>.

<5> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е изд. / Под ред. С.А. Степанова. М.: Институт частного права, 2009.
<6>

По мнению В.В. Чубарова, едва ли не классическим считается определение вещи как предмета материального мира, находящегося в естественном состоянии или созданного трудом человека, являющегося основным объектом в имущественном правоотношении. Вещь - это: а) предмет материального мира, созданный либо природой, либо человеком; б) понятие юридическое, поскольку вещь должна быть в состоянии служить объектом правоотношения. Так, Луна, иные планеты Солнечной системы <7> хотя и являются предметами внешнего мира, но вещами в правовом понимании пока не являются <8>.

<7> Ограниченный объем настоящей статьи не позволяет автору вступить в дискуссию по поводу возможности признания Луны и Марса как вещей в правовом смысле после работы на них лунохода и марсохода "Кьюриосити". Нашей задачей является более приземленный подход - анализ обоснованности признания земельного участка вещью. Однако следует отметить, что согласно ст. II Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27 января 1967 г.), космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
<8> См.: Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006.

Под вещами понимаются предметы, имеющие материально-телесную субстанцию: тела в твердом, жидком и газообразном состоянии. Это объекты живой и неживой природы. При этом имеется в виду, что такие вещи освоены и доступны человеку и обществу и потому могут быть объектами гражданских прав физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По мере развития науки и техники число таких объектов гражданских прав постоянно возрастает <9>.

<9> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Т. 1 (3-е изд.) / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2007.

Весьма исчерпывающее и понятное объяснение с позиций гражданского права дает А.Н. Лысенко. Понятие "вещь" в нормативных актах не формулируется через определение. Значение этой категории вырабатывается цивилистической доктриной и, по-видимому, базируется на определенных теоретических постулатах и философских воззрениях. В юридическом смысле вещь также является одной из фундаментальных категорий гражданского права. "Res", т.е. вещь, была системоформирующим фактором всего римского цивильного права.

Первым признаком, характеризующим вещь в современном правовом понимании, является, безусловно, ее материальность. Вторым признаком, характеризующим вещь с точки зрения права, является ее телесность. Третьим признаком вещи может являться качество доступности для обладания. Четвертым, не менее важным, признаком вещи является ее способность удовлетворять те или иные потребности людей, т.е. быть полезной, ценной. Таким образом, право использует достаточно оригинальный подход к определению вещной принадлежности, исходя не только из имманентных свойств предмета, но и руководствуясь и прагматическими соображениями <10>.

<10> См.: Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России. М., 2010.

Исходя из указанных выше аргументов, представители науки гражданского права считают, что земельный участок - это тоже вещь. С цивилистической точки зрения земельные участки и другие природные объекты - вещи. Земля как товар - это объект купли-продажи, удовлетворяющий различные реальные или потенциальные потребности и имеющий определенные качественные и количественные характеристики <11>.

<11> См.: Гришаев С.П. Новые тенденции в правовом регулировании земельных участков как объектов права собственности // СПС "КонсультантПлюс", 2011.

По мнению А.В. Германова, владение и собственность предполагают определение земельного участка в качестве вещи, поддающейся отдельному (обособленному и исключительному) человеческому господству. По отношению к управомоченному субъекту такая вещь выступает как объект прав. В связи с этим юридическая квалификация земельного участка всегда зависит от того, какое место правовой порядок отводит в системе объектов гражданских прав земельному участку, формирование которого исторически и рационально предопределено как выделение из целого (земельный массив) части (конкретный земельный участок) <12>.

<12> См.: Германов А.В. Земельный участок в системе вещных прав. М., 2011.

Признав земельный участок вещью, цивилисты распространяют на него действие вещного права. Как пишет В.С. Анохин, вещное право обязано своим появлением такому вовлеченному в оборот объекту, как земельный участок. Возникающие в обороте и легально закрепленные правовые конструкции в виде собственности, ограниченных вещных прав и зависимого держания противопоставляются друг другу и объединяются в единое понятие вещного права благодаря таким признакам, как объект, вещный иск и право следования. Земельный участок поэтому является не только объектом прав с особенным правовым режимом, не только основой жизни и деятельности, он является фундаментом, на котором выстраивается и получает свое развитие вещное право, распространяя свое действие на вещи движимые <13>.

<13> См.: Анохин В.С. Рецензия на книгу Германова А.В. "Земельный участок в системе вещных прав". М., 2011.

Теперь попробуем разобраться, можно ли рассматривать с юридической точки зрения земельный участок в качестве вещи. Юридические понятия и обыденные представления, действительно существующее положение, все это - разные вещи. Правовые явления и объективно существующая реальность очень часто не совпадают.

В перечень вещей включены самые разнообразные объекты, начиная от земельных участков, наличных денег, документарных ценных бумаг, результатов работ и оказания услуг и заканчивая интеллектуальной собственностью и нематериальными благами. Единственное, что объединяет эти вещи, это то, что они признаются объектами права собственности. Вместо того чтобы классифицировать эти вещи в зависимости от их естественных свойств и характеристик, а затем определить их различный правовой режим в качестве объекта права собственности, все они просто признаны вещами, потому что так проще, так принято.

Земельный участок не может рассматриваться в качестве вещи в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, земельный участок, признаваемый в качестве вещи, - это юридическая фикция. В реальном мире и даже в правовой реальности земля и земельный участок являются природным объектом и природным ресурсом. Природный объект - относительно условная правовая категория, применение которой позволяет индивидуализировать определенную часть окружающей природной среды (в данном случае земли), с тем чтобы с позиций права было возможно признать процессы использования и охраны земель в качестве предмета правового регулирования, объекта правовой охраны.

Природный ресурс представляет собой определенную совокупность запасов природных веществ, природной энергии, территориальной сферы, которые используются обществом для удовлетворения своих потребностей или признаются в качестве таковых. Характерными чертами земли как природного ресурса являются ее производительная способность, т.е. плодородие почв, наличие свободных земель, которые могут быть использованы для размещения каких-либо производственных и иных объектов, для застройки и т.п. Применение этой правовой категории дает возможность отразить в праве специфику правового регулирования эксплуатации природного ресурса (земель), обусловленные его природно-экономическими свойствами, закрепить и урегулировать особенности использования запасов веществ, энергии, иных полезных свойств, которыми обладает данный ресурс природы.

Признание земельного участка в теории гражданского права вещью противоречит ч. 2 ст. 9 Конституции России, согласно которой земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

После того как в землю вбиты колышки, обозначающие границы участка, эта индивидуализированная часть земли не утрачивает своих качеств как природного объекта и природного ресурса. Именно поэтому в пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, упоминавшийся выше.

По мнению А.П. Анисимова, С.В. Дзагоева и Л.Т. Кокоева, земельный участок является единственным действительно недвижимым объектом, поскольку остальные недвижимые вещи считаются таковыми именно по причине наличия тесной связи с землей. Однако в отличие от остальных объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений и т.д.) земельный участок выступает еще и в качестве природного объекта и природного ресурса, составной части окружающей среды <14>.

<14> См.: Анисимов А.П., Дзагоев С.В., Кокоева Л.Т. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности: вопросы теории и практики / Под ред. А.Я. Рыженкова. М., 2009.

Земля (земельный участок) не является результатом человеческого труда. Вовлечение ее в товарный оборот вовсе не означает, что земля должна признаваться только вещью и не признаваться объектом природы и природным ресурсом. Земля - это важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства <15>.

<15> См.: ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения. Принят Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 октября 1985 г. N 3453 // ИПК "Издательство стандартов", 2002.

Наконец, земля - это живой организм, это важнейшая часть экологической системы, в которой мы живем, нередко не задумываясь над тем, сколь варварски мы обращаемся с ней, как с какой-то потребляемой вещью.

Во-вторых, высказываются утверждения, что только земельный участок может выступать в качестве объекта права собственности. Представляется, что такое мнение наиболее обоснованно только применительно к случаям, когда речь идет о праве частной собственности, причем не всегда. Это утверждение неприменимо в полной мере в отношении публичной собственности на землю. В публичной собственности могут быть не только земельные участки, но и земли, земля, а иногда даже территории.

Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации <16> объектом права собственности признается лесной участок. Лесные участки (земельные участки) в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статья 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <17> уточняет это положение, признавая земли лесного фонда федеральной собственностью. Подавляющая часть водных объектов и тем самым земель водного фонда находится в собственности Российской Федерации (федеральной собственности) (п. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации <18>).

<16> См.: Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
<17> См.: Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
<18> См.: Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" <19> особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью, а особо охраняемые природные территории регионального значения - собственностью субъектов Российской Федерации.

<19> См.: Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Проведение государственного кадастрового учета земельных участков - это сложный процесс. Очень трудно представить себе ситуацию, когда вся огромная территория нашей страны будет разграничена на отдельные земельные участки. Для этого потребуются века. Примером может служить ситуация, сложившаяся в Великобритании. Работы по межеванию земель, составлению планов земельных участков в Англии и Уэльсе, которые проводит Государственное картографическое управление, начались еще в 1791 г. и до сих пор не завершены <20>.

<20>

В-третьих, земельным участком не всегда является участок, границы которого определены. В законодательстве используются понятия "фактическое землепользование" и "фактически используемый земельный участок". Пункт 7 ст. 36 ЗК РФ предусматривает, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <21> граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР "О собственности в СССР" <22>, но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ. Главное отличие этого земельного участка от определения земельного участка в ст. 11.1 ЗК РФ заключается в том, что в отношении фактически используемого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет.

<21> См.: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.
<22> См.: Закон СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" // ВСНД СССР и ВС СССР. 1990. N 11. Ст. 164. Утратил силу.

В соответствии с п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации <23> размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

<23> См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.

Как предусмотрено в п. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" <24>, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется, исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

<24> См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

К.И. Скловский в своей работе ставит вопрос: "Ну что такое земельный участок в реальности? Часть поверхности, определенным образом когда-то отделенная от других частей. Это отделение (нужно снова это подчеркнуть) не является отделением физическим, не отделяет одно тело от другого. Из сказанного следует, что истиной является как раз то, что в реальности земельного участка нет. Он создается действиями людей (при том, что земная поверхность людьми не создана) и существует только в рамках данного общества, социума, т.е. как феномен социальный, юридический, а не реальный. Границ нет в природе (реальности), они есть только между людьми. А без границ нет ни участка, ни его части" <25>.

<25>

На самом деле реальность совершенно иная. И в природе существуют границы земельного участка. Ими могут быть берег реки, озера, моря, горный хребет, крутой обрыв, остров, поле, со всех сторон окруженное лесом. Вполне осязаемы высокий забор или пятиметровой высоты стена с контрольно-пропускным пунктом, выстроенная по границам частного земельного участка.

В п. 15.7 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства <26> в качестве обозначения границ земельного участка используется термин "естественные или искусственные рубежи": реки, ручьи, каналы, лесополосы, дороги, дорожные сооружения, заборы, изгороди, фасады зданий и другие природные и созданные трудом человека объекты.

<26> См.: Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства. Утверждены Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17 февраля 2003 г. // Документ официально опубликован не был. См.: СПС "КонсультантПлюс: Законодательство".

В-четвертых, земельный участок как объект права собственности имеет пространственное измерение: воздушное пространство <27> и пространство недр. Воздушное пространство имеет нетелесный характер в отличие от пространства недр. Характеристики земельного участка уникальны и отличны почти от всех объектов, признаваемых вещами. В этом отношении его можно сравнить, пожалуй, только с такими вещами, как здание или квартира, внутреннее пространство которых имеет 3-мерное измерение.

<27> Пункт 3.31 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" запрещает выполнять полет воздушного судна на расстоянии менее 150 м от людей, транспортных средств или строений. См.: Приказ Минтранса России от 31 июля 2009 г. N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации". Зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2009 г. N 14645 // БНА ФОИВ. 2009. N 43.

Более правильным было бы определять земельный участок, как, впрочем, и здания - объекты права собственности как пространство, место, находящееся под контролем собственника, свободное от физического вторжения других лиц. Это земельный участок, дом, квартира. Данное обстоятельство определяется желанием и правом собственника быть свободным от чужого вторжения. Юридической характеристикой этого права является защита частной жизни, право на частную жизнь, право остаться одному наедине с самим собой.

С другой стороны, как можно признавать земельные участки, являющиеся публичными местами, вещами: места для прогулок, дороги, парки, игровые площадки? Это публичные пространства, являющиеся публичной собственностью, к которым население имеет право публичного доступа.

Римское право признавало право собственника земли распоряжаться и исключать воздействие посторонних лиц по отношению к воздушному пространству над его землей <28>. Поэтому и п. 3 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации <29> (далее - ГК РФ) также предоставляет право собственнику земельного участка использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Эта правовая норма римского права не соответствует идее признания земельного участка вещью.

<28> См.: Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996. С. 230.
<29> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Возникает вопрос, каким образом право на материальную вещь - земельный участок с позиций теории гражданского права может означать также право на пустоту, каким является воздушное пространство, учитывая при этом определение земельного участка только как части земной поверхности. Каким образом пустота может считаться объектом права и тем самым фактически вещью, исходя из смысла п. 3 ст. 261 ГК РФ. Вряд ли на этот вопрос можно получить логически обоснованный ответ.

В-пятых, до самого последнего времени (до 22 июля 2008 г.) земельным участком как объектом земельных отношений признавалась часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Ныне, как отмечалось выше, земельным участком считается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ).

Ключевым в этом определении является слово "поверхность". Слово "поверхность" в русском языке означает "наружная сторона чего-нибудь" <30>. В отличие от определения, которое было раньше в ст. 6 ЗК РФ и в котором упоминалась земля как имя существительное, обозначавшее объект природы и природный ресурс, сейчас речь идет о поверхности земной, т.е. использовано прилагательное. Из смысла данного определения можно предположить, что поверхность, наружная сторона - это поверхность земли.

<30>

Такое юридическое понятие земельного участка не позволяет признать его вещью. В этом определении отсутствует главный признак вещи, на котором акцентируется внимание в теории гражданского права, - указание на признак, отражающий характеристику земельного участка, связанную с удовлетворением потребностей людей. Земную наружную сторону нельзя использовать как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, поскольку в определении земельного участка нет упоминания о почве. Земную наружную сторону нельзя также использовать как пространственный территориальный базис для строительства зданий, строений и сооружений, поскольку для этого нужно вторгнуться под земную поверхность.

В-шестых, в теории гражданского права предпринимаются попытки разграничить правовой режим земельных участков как недвижимости - сферы регулирования гражданского права и правовой режим земельных участков как природного объекта и природного ресурса - сферы земельного права. При этом утверждается, что главной целью применения конструкции вещных прав является создание правовых оснований для использования земельных участков как недвижимости.

По вопросу о понятии "недвижимость" в юридической литературе высказаны разные точки зрения. Предпринимаются попытки обосновать включение этой группы земельных отношений исключительно в состав предмета гражданского права. Единственной объективной основой для ответа на вопрос о том, регулирует ли земельное право отношения по поводу земельных участков, признанных недвижимостью, может быть только анализ норм действующего законодательства. Любые попытки исследования точек зрения, мнений специалистов, высказанных в юридической литературе, не могут дать объективный ответ на поставленный вопрос в силу отсутствия единства мнений и поскольку практически любая правовая доктрина, доктринальное толкование имеет субъективный характер.

Так, по обоснованному суждению В.А. Белова, сложную ситуацию в правовом регулировании отношений, связанных с недвижимостью, определяют две главные причины: 1) размытость критериев разделения имущества на движимое и недвижимое и 2) отсутствие четкого понимания смысла и назначения процедур государственной регистрации прав <31>.

<31> См.: Белов В.А. Предисловие // Бабкин С.А. Основные начала организации оборота недвижимости. М., 2001. С. 27 - 28.

В определенной мере подтверждением точки зрения В.А. Белова о сложном характере анализа данного вопроса является высказывание Е.А. Суханова о том, что современное право выдвигает новый критерий - понятие недвижимости как земли и всего того, что является ее составной частью <32>. То есть, по мнению Е.А. Суханова, не земельный участок, а земля является недвижимостью. Такая позиция вступает в противоречие с ранее высказанными им утверждениями о том, что недвижимостью может быть только земельный участок.

<32> См.: Суханов Е.А. О понятии недвижимости и его влиянии на иные гражданско-правовые категории // Вестник гражданского права. 2008. N 4.

Встречаются и такие весьма интересные мнения. "Понятие недвижимости достаточно элементарно, обстоятельно разработано наукой гражданского права, в основных своих чертах легко усваивается как юристами, так и людьми, не искушенными в юриспруденции" <33>.

<33>

Определение понятия "недвижимость" в гражданском праве носит дискуссионный характер. Нет единства мнений по вопросу о том, на основании какого юридически значимого критерия следует признавать вещь недвижимостью: достаточно ли для этого такого признака, как прочная связь с землей, или нужен факт государственной регистрации прав на имущество? Земельный участок как таковой просто признан недвижимостью.

В теории гражданского права выделяются признаки земельного участка как недвижимости, и, по вполне понятным причинам, эти признаки имеют значение преимущественно только для данной отрасли права. Так, по мнению С.П. Гришаева и А.М. Эрделевского, характеризуя так называемую традиционную недвижимость, т.е. недвижимость, прочно связанную с землей, следует указать на следующие ее признаки: 1) это практически невосполнимый и ограниченный самой природой объект (земля, недра и т.д.), что требует введения определенных ограничений его оборотоспособности, так как необходимы строгое соблюдение его целевого назначения и учет экологических требований; 2) объекты недвижимости связаны с землей таким образом, что их перемещение повлечет за собой ущерб их назначению; 3) объекты недвижимости определяются индивидуальными признаками; 4) отдельные виды недвижимости могут использоваться исключительно в соответствии с их целевым назначением; 5) в отношении недвижимого имущества действуют специальные правила совершения сделок с ним, определяющие зависимость прав на земельный участок от прав на недвижимость <34>.

<34> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского // СПС "КонсультантПлюс", 2006.

Особое внимание, с нашей точки зрения, следует уделить рассмотрению вопроса о правовом значении понятия "недвижимость", какую основную цель преследует закрепление этого понятия в праве.

Многие авторы просто подчеркивают значение недвижимого имущества, не разъясняя, в чем же оно конкретно заключается. Так, И.А. Покровский указывает на общенациональное значение недвижимости, полагая, что недвижимость - это жизненное пространство каждого человека и общества в целом <35>. С.Е. Леонтьев подчеркивает социальную значимость недвижимого имущества <36>.

<35> См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 204.
<36> См.: Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". М., 2009.

Как полагает О.Ю. Скворцов, недвижимое имущество в силу своих естественных свойств обладает повышенной ценностью для жизни людей. Сюда относится прежде всего возможность извлекать из указанных объектов потребительские свойства, позволяющие поддерживать жизнедеятельность социума. Дополнительной ценностью для людей указанные объекты обладают еще и потому, что они непотребляемы в течение жизни нескольких поколений <37>. Таким образом, особая ценность недвижимости для жизни людей выражается в значении этого понятия.

<37> См.: Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006.

Возникает вопрос: насколько необходимо закрепление в праве понятия "недвижимость", так ли оно значимо? Может ли исключение этого понятия из юридического лексикона привести к каким-то серьезным негативным последствиям? Ответ на этот, возможно, совершенно неприемлемый для цивилиста вопрос фактически дает Е.А. Суханов.

Автор пишет, что Германское гражданское уложение и швейцарский Гражданский кодекс не знают понятия "недвижимость" (которое в германском и швейцарском праве считается научно-догматическим, а не законодательным), противопоставляя движимые вещи земельным участкам, которые и составляют здесь единственный вид недвижимости (§ 94 - 96 ГГУ, ст. 655 и сл. ГКШ <38>). Прочно связанные с землей объекты, включая строения, считаются в германском праве не отдельными (самостоятельными) вещами, а лишь составными частями земельного участка <39>.

<38> Е.А. Суханов допускает неточность. Пункт 1 ст. 655 ГКШ предусматривает, что объектом права собственности на землю являются все виды недвижимого имущества, и далее они перечисляются.
<39> См.: Суханов Е.А. Указ. соч.

Таким образом, в ГГУ, чей законодательный опыт активно используется в отечественном правотворчестве, нет понятия недвижимости, и это обстоятельство не приводит к коллапсу в сфере правоприменения. Вместо этого понятия применяются другие правовые конструкции, и никаких негативных последствий не происходит.

По мнению В.А. Алексеева, категория недвижимого имущества выделена в законе для того, чтобы определить специфику тех правовых отношений, которые складываются по поводу данного объекта гражданских прав <40>. Однако автор не поясняет, каково значение этой специфики для правового регулирования отношений по поводу данного объекта.

<40> См.: Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007.

Пытается разъяснить данную специфику С.П. Гришаев, который полагает, что правовой режим недвижимого имущества - это совокупность императивных правовых норм, содержащих специальные правила, отражающих специфику участия недвижимости в вещных и обязательственных правоотношениях. Эта специфика заключается в наличии целого ряда законодательно установленных ограничений, запретов и процедур <41>. Однако он не доводит свою правильную мысль до логического завершения.

<41> См.: Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества // СПС "КонсультантПлюс", 2007.

А.С. Степанов пишет, что трудно переоценить значимость недвижимого имущества для политической, экономической и правовой системы любого организованного общества. Как для товаропроизводительных отношений, так и для правового регулирования имущественного оборота исключительно недвижимость, несмотря на периодически приобретающую определенную значимость производную группу нематериальных объектов (имущественные права, деньги, ценные бумаги и т.д.), всегда была и остается стержнем и высшим смыслом какой бы то ни было государственности <42>. В.К. Андреев отмечает значение недвижимости для хозяйственного оборота <43>. Из этих суждений совершенно логично вытекает вывод о том, что понятие недвижимости прямо связано с регулированием гражданского оборота.

<42> См.: Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004. С. 3.
<43> См.: Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007.

По мнению ряда авторов, правовым последствием закрепления в праве рассматриваемого понятия является государственная регистрация. Гражданское законодательство подразделяет вещи на недвижимое имущество, объекты которого прочно связаны с землей, и иное - движимое имущество (ст. 130 ГК РФ). Эта градация имеет важное юридическое значение: недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации <44>. Аналогичной в целом позиции придерживается К.И. Скловский: видимость недвижимого имущества является его решающим качественным отличием. Существенное замедление и затруднение оборота недвижимости, вызванные необходимостью регистрации, оказываются терпимым неудобством, учитывая те преимущества для всего гражданского оборота, которые несут в себе устойчивость и публичный контроль в этой сфере <45>.

<44> См.: Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография К.И. Скловского "Собственность в гражданском праве" включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2010 (5-е издание, переработанное).

<45> См.: Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 1999. С. 225.

Такое же мнение высказывает А.Л. Маковский, который пишет, что в интересах создания цивилизованного рынка ГК РФ особое внимание уделяет недвижимому имуществу. В ГК РФ не только определено понятие недвижимости, но и предусмотрено создание единой системы государственной регистрации недвижимого имущества <46>.

<46> См.: Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М., 2010.

Как пишет И.П. Писков, неправильно было бы считать, что особенности гражданско-правового режима недвижимого имущества сводятся к необходимости государственной регистрации прав на него. Само появление государственной регистрации, придавшей невиданную ранее стабильность обороту недвижимого имущества и сделавшуюся принципиально важной чертой его современного гражданско-правового режима, стало возможно лишь благодаря неперемещаемости недвижимого имущества <47>. Это значит, что правовое значение недвижимости выражается в установлении особых гражданских прав на нее, закреплении специфики правовых связей между различными объектами недвижимости и государственной регистрации прав.

<47> См.: Право собственности: актуальные проблемы / Под ред. В.Н. Литовкина, Е.А. Суханова, В.В. Чубарова. М., 2008. С. 390.

Если объединить эти точки зрения воедино, последует вывод о том, что правовое значение недвижимости состоит в закреплении специфики правовых связей между различными объектами недвижимости, установлении особых гражданских прав на нее; особенностях регулирования гражданского оборота недвижимости и государственной регистрации прав на нее. Такой вывод будет вполне обоснованным. Однако проанализируем итог этих рассуждений - необходимость государственной регистрации прав на недвижимость. Какие преимущества она дает собственнику? Только одно - после того как он зарегистрировал свое право собственности, он может определять юридическую судьбу своего имущества, распоряжаться им. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <48> (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

<48> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Может ли собственник после совершения акта государственной регистрации спать спокойно, не думая о том, что кто-то отнимет у него его недвижимость? На этот вопрос ответ, к сожалению, будет отрицательным. Государство признало право собственности за лицом, и государственная регистрация рассматривается как единственное доказательство существования зарегистрированного права (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона о государственной регистрации). Однако эти положения сводятся на нет нормой о том, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Отсутствуют основания для признания значения государственной регистрации прав на недвижимость для осуществления публичного контроля в сфере оборота недвижимости. Для этого нет ни юридических, ни фактических оснований, поскольку сфера государственной регистрации - это сфера коррупции и многочисленных правонарушений. Яркий пример тому: продажа "дачи Сердюкова" - пансионата "Эллада" на Таманском полуострове. Почему никто не обратил внимания при государственной регистрации на то, что "дача" находилась на федеральных землях, в отношении которых действует запрет на приватизацию, предусмотренный в ст. 27 ЗК РФ?

Правовое значение использования понятия "недвижимость" в законодательстве не исчерпывается фактом государственной регистрации. Далее возникает обязанность собственника платить налоги.

Согласно ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации <49> (далее - НК РФ) органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах) и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения. Органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов. Органы местного самоуправления обязаны ежегодно сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ <50>.

<49> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
<50> См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Данные обстоятельства приводят к выводу о том, что главным правовым последствием применения в гражданском праве понятия "недвижимость" является обязанность уплаты налогов после государственной регистрации права собственности и совершения сделок с недвижимостью. Таким образом, промежуточное правовое значение недвижимости заключается в регулировании гражданского оборота недвижимости в непосредственной связи с необходимостью государственной регистрации, а итоговое - в уплате налогов. Причем как государственная регистрация, так и налогообложение находятся вне сферы регулирования гражданского права.

Поэтому в отношении недвижимости как объекта налогообложения государство имеет особый интерес для обеспечения контроля над собственностью и регулирования ее использования. Все это означает, что понятие "недвижимость" имеет значение не столько для гражданского права, сколько для налогового права, т.е. для сферы публичного права.

В современный период отсутствуют основания для признания в праве земельного участка как вещи. Земельный участок - это объект природы и природный ресурс. В основу правового регулирования земель должны быть заложены природно-экономические, экологические характеристики земельного участка, а не устаревшие и изжившие себя представления о земельном участке как вещи.

Литература

  1. Алексеев В.А. Недвижимое имущество: государственная регистрация и проблемы правового регулирования. М., 2007.
  2. Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М., 2007.
  3. Анохин В.С. Рецензия на книгу Германова А.В. "Земельный участок в системе вещных прав". М., 2011.
  4. Белов В.А. Предисловие // Бабкин С.А. Основные начала организации оборота недвижимости. М., 2001. С. 27 - 28.
  5. Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005. С. 157 - 160.
  6. Германов А.В. Земельный участок в системе вещных прав. М., 2011.
  7. Гражданское право: В 3 т.: Учебник. Т. 1 / Под ред. С.А. Степанова. М.: Институт частного права, 2010.
  8. Гражданское право: Учебник. Т. 1 / Под ред. О.Н. Садикова. М., 2006.
  9. Гришаев С.П. Новые тенденции в правовом регулировании земельных участков как объектов права собственности // СПС "КонсультантПлюс", 2011.
  10. Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества // СПС "КонсультантПлюс", 2007.
  11. Леонтьев С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". М., 2009.
  12. Лысенко А.Н. Имущество в гражданском праве России. М., 2010.
  13. Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М., 2010.
  14. Объекты гражданских прав: Постатейный комментарий к главам 6, 7 и 8 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2009.
  15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 518.
  16. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998. С. 204.
  17. Право собственности: актуальные проблемы / Под ред. В.Н. Литовкина, Е.А. Суханова, В.В. Чубарова. М., 2008. С. 390.
  18. Российское гражданское право: Учебник. Т. 1. 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2011.
  19. Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте. М., 2006.
  20. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. М., 2008.
  21. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004. С. 3.
  22. Суханов Е.А. О понятии недвижимости и его влиянии на иные гражданско-правовые категории // Вестник гражданского права. 2008. N 4.
  23. Хвостов В.М. Система римского права: Учебник. М., 1996. С. 230.
  24. Чубаров В.В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006.
  25. Kevin J. Gray, Susan Francis Gray, Land Law. Oxford University Press, 2007. P. 2.

Земля - часть поверхности суши с верхним плодородным (иногда без него) слоем, неразрывно связанная с нижележащими недрами земной коры.

Признаки земли как объекта ОС и как имущества :

Плодородие - потенциальная способность земли к воспроизводству

сельскохозяйственной продукции. Постоянство местонахождения - невозможность произвольного перемещения земельных участков; в имущественной сфере - земля есть недвижимое

имущество. Неограниченность существования во времени, непотребляемость со стороны человека

Пространственная ограниченность - человек не может создавать ее искусственно. Исчисляется площадью, делится на земельные участки (дискретность - возможность поделить на эти самые земельные участки ) Относится к неживой природе.

Объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

Земельный участок (ЗУ) - это часть поверхности земли, имеющая границы, описанные и установленные в закрепленном законом порядке.

Индивидуализирующие признаки: 1. Границы.2. Кадастровый номер.3. Площадь (в м2).4. Адрес/местонахождение (название населенного пункта, etc.)5. Целевое назначение.6. Вид разрешённого использования.

Виды (категории; в основном - по целевому назначению ) земель: 1. Сельскохозяйственного назначения.2. Земли населенных пунктов.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны ибезопасности и иного специального назначения (земли промышленности; восновном регулируются подзаконными актами ).4. Земли лесного фонда (правовой режим - Лесной кодекс РФ).5. Земли водного фонда (Водный кодекс РФ).6. Земли особо охраняемых территорий (например, памятники природы/культуры,etc. ).7. Земли запаса (находятся "в законсервированном состоянии", дляиспользования - необходим перевод в соответствующий правовой режим).

55. Основные направления государственного управления земельным фондом.

Функция гос. управления земельным фондом – это постоянное направление деятельности в области обеспечения рационального использования и охраны земель.

1)Мониторинг земель; 2)Землеустройство; 3)Ведение гос. земельного кадастра; 4)Планирование использования и охраны земель; 5)Отнесение земель к категориям в зависимости от их целевого назначения и перевод из одной категории в другую; 6)Изъятие и предоставление земельных участков; 7)Государственный земельный контроль.

Органы государственного управления земельным фондом можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся система государственных органов (законодательные, исполнительные, судебные). В узком смысле – органы исполнительной власти, которые в зависимости от компетенции подразделяются на органы общей и специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся: Правительство Российской Федерации и соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления – городские, районные, поселковые и сельские администрации.

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и, в свою очередь, подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К функциональным органам специальной компетенции относятся: Федеральная служба земельного кадастра, Министерство имущественных отношений, Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральная санитарно-эпидемиологическая служба и Федеральная служба архитектурно-строительного надзора и др.

Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство сельского хозяйства и др.).

К компетенции федеральных представительных и исполнительных органов по управлению земельным фондом относятся:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля и ведения государственного кадастра недвижимости и др.

К компетенции представительных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации относят:

Разработку и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;

Установление границ и правового режима особо охраняемых территорий в границах субъектов Российской Федерации и др.

К компетенции местных органов исполнительной власти отнесены:

Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;

Изъятие (выкуп) и предоставление земельных участков для муниципальных нужд;



Планирование использования земель и контроль за правильностью их использования в границах муниципальных образований и др.

Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации.

Природные ресурсы являются первоисточником и исходной о новой развития человеческой цивилизации. Человек может получать необходимые для своего существования ресурсы только из природной среды. Развитие технологии серьезно изменяет направления формы и масштабы использования природных ресурсов. Люди своим трудом создает материальные блага, производные от природных ресурсов. Но первоисточником современного материального потенциала человеческого общества все равно остаются природные биологические и минеральные ресурсы земли.

К природным ресурсам относятся природные объекты и явления (тела и силы природы), используемые для прямого и непрямого потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человека и повышению качества жизни людей. Природные ресурсы могут быть использованы в качестве:

  • * средств труда (земля, водные пути, вода для орошения);
  • * источников энергии (запасы горючих полезных ископаемых, гидроэнергия, геотермальная энергия, атомное топливо и т.д.);
  • * сырья и материалов (минералы, древесина, вода, используемая для технических нужд);
  • * предметов потребления (питьевая вода, лечебные грязи и минеральные воды, дикорастущие растения, грибы, животные, водные биоресурсы и т.д.);
  • * мест отдыха и лечения;
  • * объектов научного изучения (материалы для фармацевтики, косметологии; генетические ресурсы, используемые в селекции т.д.);
  • * ресурсов, оказывающих экосистемные услуги и поддерживающие экологический баланс и приемлемое качество окружающей среды (предотвращение эрозии, смягчение климата, регулирование водного режима и т.д.).

Природные ресурсы подразделяются на возобновимые, невозобновимые и условно возобновимые.

Земельные ресурсы являются основной практически всех процессов существования человеческого общества, протекающих в политической, экономической, социальной, производственной, коммунальной, экологи-ческой и других сферах. Изначально под земельными ресурсами понимается земная поверхность, которая пригодна для проживания человека и для любых видов его хозяйственной деятельности. Основными характеристиками земельных ресурсов при этом выступают площадь и качество территории (рельеф, почвенный покров, а также комплекс других природных условий). Главное качество земли заключается в том, что её поверхность служит основой для любого существования. Роль земельных ресурсов в общественном производстве трудно переоценить. Земля - главное средство производства в ряде отраслей народного хозяйства. В экономической науке наряду с капиталом, трудом и предпринимательской способностью земля относится к основным факторам производстваТарасов Д. А. Статья. О роли земельных ресурсов в общественном производстве. 2009. № 1. С. 1..

Земля, как природное пространство или территория в силу своей ограниченности имеет определенную ценность, зависящую от его наполнения как овеществленными ресурсами и природными объектами, так и свойствами и явлениями. В зависимости от функциональной направленности деятельности человека одно и то же природное пространство может использоваться разными способами. Например, участок леса может использоваться для заготовки древесины, охоты, пастьбы скота, отдыха людей. Этот же участок леса может использоваться и в природоохранных целях, если растущий на нем лес защищает водные источники от истощения. Многоцелевой характер использования земли является ее отличительной особенностью.

Основными видами использования земли является застройка, ведение сельского и лесного хозяйства, ведение охотничьего хозяйства, добыча полезных ископаемых, организация отдыха и сохранение природных территорий и экосистем в ненарушенном состоянии.

Объекты оценки стоимости природных ресурсов.

Объектами оценки стоимости природных ресурсов могут выступать:

  • 1. запасы природных ресурсов;
  • 2. природные объекты, находящиеся в собственности, а также различные права, связанные с их использованием (аренда, концессия, право застройки и т.д.);
  • 3. экосистемные услуги и экологические блага (функции, выполняемые природными объектами);
  • 4. экологический ущерб.

Под запасами природных ресурсов понимается их количество, которое при извлечении или добыче может стать товаром или предметом личного потребления. Например -- запасы нефти и газа в месторождениях, численность животных в охотничьих угодьях за древесины в лесных насаждениях и т.д.

Под природным объектом понимается определенное пространство, территория или земельный участок со всем, что находится в пределах.

Природные объекты -- это совокупность природных ресурсов (тел и сил природы) расположенных в границах определенных земельных участков или участков недр. К ним относятся территории, занятые месторождениями полезных ископаемых, ценными (в том числе и охраняемыми) экосистемами, лесными, охотничьими, сельскохо-зяйственными и иными угодьями.

Природными объектами являются:

  • * участки леса;
  • * месторождения полезных ископаемых и их отдельные участки;
  • * замкнутые водные объекты;
  • * рыболовные участки рек, нерестилища;
  • * рыболовные участки шельфа;
  • * нелесные естественные экосистемы (участки степи, речных пойм и т.д.);
  • * болота;
  • * другие.

Таким образом, земельные ресурсы - это вся территория, которая очерчена определенными границами. Они могут находиться в пользовании различных субъектов страны, но, тем не менее, относятся к природным объектам. Земля представляет собой средство производства, которое используют во многих отраслях экономической деятельности. Особенно она востребована в сельском и лесном хозяйстве.

Со временем обжитую живыми организмами, окруженную океанами и воздушным пространством, образующим единую систему. Каждый человек и человеческое общество в целом- часть этой сложной системы. Они могут существовать только во взаимодействии с ней. Все необходимое доя жизни человек получает из природной среды: воздух, воду, пищу, сырье для одежды и жилища. Причем в природно- историческом процессе он не только пользуется природой но и влияет на нее.

Таким образом, земля имеет три основные функции:

Основной природный ресурс

Главное средство производства в сельском хозяйстве

Базовый объект социально-экономических отношений.

Земля источник жизни, для своих нужд человек использует поверхности суши, почвенный покров, леса, недра, водные ресурсы все это представляет собой сложнейшие комплексы производственной способности Земли.

Использование природных ресурсов человеческим обществом происходит не изолировано, а комплексно. Производственные средства Земли и природные условия органично связаны и определяются на основе общего понятия единства территории. Единство территории формируют благоприятные и неблагоприятные природные условия, дающие возможность комплексного и эффективного использования природных ресурсов.

Природные ресурсы – часть всей совокупности природных условий существования человечества. Земля является естественной и главной основой любой деятельности. Она выступает материальным условием, ее возникновение, пространственным базисом ее осуществление предметом на который человек воздействует при решении производственных задач. В процессе использования Земля территориально объединяет природные ресурсы, относящиеся к различным естественным сферам.

2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Социальная природа землеустройства обусловливает влияние на него объективно действующих экономических законов. Определенное действие совокупности экономических законов проявляется в виде закономерностей, которые являются объективными, то есть не зависят от воли и сознания людей и выявляются в ходе общественного сознания людей и выявляются в ходе общественного развития.

В ходе общественного развития под воздействием производительных сил земельные отношения неизбежно меняются. Но эти изменения происходят не произвольно, а с помощью системы социально- экономических, правовых и административных мер, осуществляемых государством. Среди этих мер видное место занимает землеустройство. Применительно к любому земельному строю целью землеустройства является организация рационального использования и охраны земель во всех отраслях экономики, приведшие организации территории и производства в соответствии с новыми земельными отношениями.

Посредством землеустройства создаются оптимальные условия эффективного использования земли и решаются задачи организации землепользования.

Таким образом, землеустройство это одновременно элемент и производительных сил , и производственных отношений, в совокупности образующих, как известно, общественный способ производства. Обе эти стороны в землеустройстве тесно связаны и обусловливают его зависимость от социально- экономических процессов, происходящих в обществе. В этом смысле землеустройство- составная часто общественного способа производства., на него влияют в полной мере все законы и закономерности экономического развития.

3.МЕЖАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.

В ФЗ «О государственном земельном када­стре» определено, что межевание земельного участка - это ме­роприятия по определению местоположения и границ земель­ного участка на местности. Объектом межевания в данном случае является земельный участок (или его часть) как поверхность земли, в том числе почвенный слой, границы которой описа­ны и удостоверены в установленном порядке.

Межевание объектов землеустройства проводится:
1) как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - установление на местности проектных границ объекта землеустройства);
2) как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее - упорядочение на местности границ объекта землеустройства); Например, при разрешении земельных споров между соседними землепользователями в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и признаков граничных линий.
3) как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее – восстановление на местности границ объекта землеустройства).

4. ЗЕМЛЯ КАК ПРЕДМЕТ ТРУДА. ОРУДИЕ ТРУДА, СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА.

Средства производства. Процесс труда состоит из простых моментов:
Труд – целесообразная деятельность. Предмет труда – то, на что действует труд. Средства – чем воздействует. Орудие труда это вещь, которую человек помещает между собой и условием труда. Земля – предмет труда, орудие труда, средство производства. В основе благосостояния любого человеческого общества лежит производство материальных благ. Это фундамент не только роста физического потребления продуктов питания, улучшения жилищных, и других условий проживания людей, но и залог культурного, цивилизованного развития общества. Земля используется в качестве орудия или средства труда, при производстве продуктов земледелия, путем воздействия на культурные растения – предмет труда.

Наиболее полно полезность Земли для общества, раскрывается в сельском хозяйстве, где процесс производства непосредственно связан с ее плодородием и продуктивностью.

Плодородие земель – главный отличительный признак Земли. От него зависит производная пригодность угодий использования в виде пашни, многолетних насаждений и сенокосов.

Земля, используемая в сельском хозяйстве и других отраслях , связанных с получением биологической продукции, занимает особое место в составе средств производства. Ее отличительные особенности:

Земля не является результатом человеческого труда, как другие средства производства, она продукт природы.

Земля как средство производства используется в тесном взаимодействии с другими природными ресурсами – водой воздухом, солнечной энергией.

Земля незаменимое средство производства.

Земля характеризуется постоянством местоположения, ограниченностью природных ресурсов.

Земля в отличии от других средств производства в меньшей степени подвержена моральному и физическому износу, а при рациональном использовании даже может повышать свое плодородие.

Земля основа сохранения всего живого на планете.

К средствам производства неразрывно связанных с землей относятся: производственные постройки, водохозяйственные и мелиоративные сооружения, противоэрозионные сооружения, транспортное устройство, многолетние насаждения, другие хозяйственные устройства (ограждения, сети различного назначения и другие).

5. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА? Экономическая сущность землеустройства заключается в наиболее полном соответствии форм и элементов организации территории (площади, размещение, конфигурация, структура земельных участков, их границы) потребностям и формам организации и повышения эффективности общественного производства, технологии выполнения производственных процессов на земле и задачами её рационального использования.

Что является правовой основе землеустройства? Правовой основой землеустройства является земельное законодательство, которое базируется на Конституции. К основным её источникам относятся: основы земельного законодательства, земельные кодексы, постановления правительства по земельным вопросам, приказы и инструкции по вопросам организации использования земли землеустройства.

Перечислите землеустроительные действия в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Для реализации своей земельной политики государство через землеустройство осуществляет управление земельными ресурсами, проводя определённые землеустроительные действия. Информационное обеспечение управления земельным фондом обеспечивается путём проведения геодезических и картографических работ , почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий по изучению состояния земель. Планирование использования земельных ресурсов и их охрана осуществляется путём разработки схем землеустройства различного уровня, схем использования и охраны земельных ресурсов. Организация рационального использования и охраны земель требует разработки схем землеустройства муниципальных и других административно территориальных образований составление проектов территориального (межхозяйственного) землеустройства, установления границ административно-территориальных и муниципальных образований, границ территорий с особым правовым использованием земель, формирования специальных земельных фондов различного целевого назначения, составления проектов внутрихозяйственного землеустройства и рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель. Организация рационального использования земель различного целевого назначения решается на основе землеустроительных работ по устройству территорий, находящихся в ведении органов местного самоуправления (в границах сельских и поселковых округов), по упорядочению приусадебного земельного фонда и др.

6. НАЗОВИТЕ ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.

1) межхозяйственное землеустройство; 2)внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных предприятий. Они отличаются друг от друга целями, характером, содержанием, методикой, но выполняют единый общий комплекс задач- организацию использования и охрану земли.
7. Функциональное назначение и свойство земли, используемые в основных отраслях

Земля- неоценимое и незаменимое богатство общества. Она является основным природным ресурсом, материальным условием жизни и деятельности людей, базой для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, главным средством производства в сельском хозяйстве и основным источником получения продовольствия.
8. ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ДОЛЖНЫ СОБЛЮДАТЬСЯ СЛЕДУЮ­ЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ :
- соблюдение интересов участников землеустройства и населе­ния, проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;
- создание равных организационно-территориальных условий для всех субъектов хозяйствования и развития всех отраслей экономи­ки;
- учет перспектив и комплексности развития территорий ;
- учет пригодности земель для предусмотренного целевого ис­пользования;
- сохранение и бережное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов, обеспечение приоритета экологических тре­бований над экономическими интересами при намечаемом использо­вании земель;
- обеспечение при формировании земельных участков их ком­пактности, оптимальности по площади, удобного доступа к ним;
- недопущение дробления земельных участков и создания. черес­полосицы, дальноземелья и других неудобств в землепользовании, приводящих к невозможности использования их по целевому назначе­нию;
- гласность в проведении и реализации землеустроительных ме­роприятий, затрагивающих интересы населения, проживающего на землеустраиваемой территории, и иных лиц;
- обеспечение стабильности землепользования и сохранение ус­тойчивых элементов организации территории;
- комплексный характер организации территории и производст­ва, обеспечение пропорциональности и сбалансированности между выделяемым земельным участком и обеспечением процесса производ­ства;
- строгое соблюдение требований законодательства.

Таким образом, можно сформулировать следующие принципы землеустроительного проектирования:

1. Максимально возможное использование достижений науч­но-технического прогресса в области техники, технологии и ор­ганизации проектирования.

2. Обеспечение жесткого выполнения экологических требова­ний, технической точности, юридической грамотности и эконо­мической обоснованности проектных решений.

3. Создание условий для улучшения использования земель­ных, трудовых и денежно-материальных ресурсов.

4. Комплексность в решении проектных задач.

5. Учет при проектировании природных и экономических ус­ловий землевладений, землепользовании или их систем.

6. Обеспечение экологической, экономической и социальной эффективности проекта землеустройства.
9. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ
проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
включают в себя следующие основные виды работ:
разработка предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
природно-сельскохозяйственное районирование земель;
Обобщенно структуру подготовительных работ можно представить следующим образом:

1. Сбор, обработка сведений о природном и хозяйственном потенциале района, его территориальных подразделениях.

2. Систематизация и изучение проектных и аналитических материалов прошлых лет (землеустройства, земельного кадастра, мониторинга земель, ведения хозяйства, мелиорации и др.), выборочное натурное обследование территории района.

3. Эколого-хозяйственное и агроэкологическое районирование - выделение однотипных по пригодности к использованию территорий и участков.

4. Выявление резервов землепользования и хозяйствования , обоснование с учетом задания перспективных направлений развития экономики района, использования и охраны земель, их устройства.

и материалов.

10. СРЕДСТВАМ ПРОИЗВОДСТВА, НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАННЫХ С ЗЕМЛЁЙ, И КАКОВО ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Вместе с угодьями в производственных процессах участвуют многочисленные объекты, называемые средствами производства, неразрывно связанные с землёй. К ним относятся: 1) производственные постройки; 2) водохозяйственные сооружения; 3) транспортные устройства;4) многолетние насаждения; 5) другие хозяйственные устройства.

Главное назначение средств производства, неразрывно связанных с землёй - обеспечивать производственный процесс. По своей значимости среди них можно выделить три основных группы; 1) средства производства, неразрывно связанные с землёй, способствующие воспроизводству и улучшению производственного процесса; 2) обслуживающие производственный процесс; 3) прочие.
11 ТЕХНИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА.
Специфическая особенность, пользуется в своих действиях определенными техническими средствами и приемами. Они требуют графического способа изображения. Изображается на плановых картографических материалов. Для з/у необходимы планы и карты с необходимой точностью и полнотой информации. З\у проектирование включает точное нанесений проектных линий границ участков на ситуацию проектного плана, где они должны быть на местности. На планах выполняется вычисление площадей и другие измерения. Для выполнения полевых з/у работ, фиксирование результатов применяются приборы геодезического характера. К технике з/у относятся:
- геодезические картографические работы – основа планирования и рационального использования земель, внутрихозяйственного и территориального з/у.
- межевание объектов з/у включающее установление и укрепление на местности межевых знаков.
12. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ (характеристики экологич-ности) - измеряемые результаты системы управления окружающей средой , связанные с контролем организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях. ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ- фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве, а также ухудшения социально-гигиенических условий проживания для населения и качественных изменений (потерь) экономического потенциала страны.

13. ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛИ КАК ГЛАВНОГО СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА И ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ

. В сельскохозяйственном производстве земля является не только всеобщим средством производства и территориальной (пространственной) основой, но выполняет еще две важные функции как предмет труда, на который воздействует человек в процессе труда, и как орудие труда, при помощи которого человек возделывает растения. В связи с этим земля является главным средством производства в сельском хозяйстве В чём отличие земли от других средств производства. имеет следующие основные особенности: 1) Земля - продукт природы, а не результат предшествующего труда ; 2) она пространственно ограничена и ничем не заменима; 3) её использование связанно с постоянством места, она не перемещаема; 4) земля вечное средство производства, она постоянно улучшается, если с ней правильно обращаться.

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность .

Это средства существования людей не созданные их трудом, а находящиеся в самой природе. Главная особенность природных ресурсов, отличающая их от других естественных условий жизни человека, – их непосредственная вовлеченность в процессы хозяйственной деятельности (рис. 1.1).

Рис.1.1. Схематическое изображение положения природных ресурсов в природной и социально-экономической сферах

По своей материальной форме природные ресурсы– это конкретные предметы и силы природы, развитие которых, их свойства и размещение соответствуют тем или иным естественным закономерностям. По социально-экономическому содержанию они представляют собой потребительные стоимости; их полезность определяется развитием потребностей и возможностей общества.

Природные ресурсы классифицируют по их использованию (производственные, здравоохранительные, эстетические и т. д.) и по принадлежности к тем или иным компонентам природы (земельные, лесные, водные, минеральные, энергетические и др.).

По характеру взаимодействия с человеком природные ресурсы обычно делят на две категории: исчерпаемые и неисчерпаемые (рис. 1.2). Разделяющая их грань является условной. Практически неисчерпаемыми называются ресурсы, существование которых не ограничено временными рамками. При любой степени интенсивности их потребления количество, находящееся в распоряжении человечества, не уменьшается или уменьшается столь незначительно, что на практике этой величиной можно пренебречь. К таким ресурсам относятся солнечная радиация, гидро- и ветроэнергетический потенциал и др.

Рис. 1.2.Классификация природных ресурсов

Исчерпаемыми, но возобновляемыми (или условно неограниченными) являются ресурсы, в основе которых лежат элементы естественной среды, способные к самовозобновлению. Состояние этих ресурсов зависит от степени и интенсивности их использования. Они могут существовать, пока интенсивность их самовозобновления превышает интенсивность производственного потребления, К таким ресурсам относятся, например, объекты фауны, флоры, запасы чистой воды.

Исчерпаемые природные ресурсы подразделяют на невозобновимые , относительно возобновимые и возобновимые .

К невозобновимым природным ресурсам относятся, в частности, полезные ископаемые, так как после добычи и использования они не могут быть восстановлены. Это ресурсы, использование которых однократно и ограничено во времени. Естественные элементы, составляющие их основу, практически не обладают способностью к самовозобновлению. Такие природные ресурсы сокращаются с первых шагов развития общественного производства и заканчиваются на определенном этапе .



Отнесение земельных ресурсов к относительно возобновимым природным ресурсам обусловлено двумя причинами: с одной стороны, пространство и поверхность земли невозобновимы, с другой стороны, рациональная деятельность человеческого общества имеет практически неограниченные возможности воспроизводства производительной способности земли. С землей органично связаны многие виды ресурсов и целые комплексы природных условий. Поэтому необходимо разделить ее свойства на две группы: воспроизводимые и невоспроизводимые.

Воспроизводимыми характеристиками считаются плодородие почв, водный режим, геоботанические и гидрографические условия. Невоспроизводимыми являются многие ландшафтные характеристики, показатели рельефа и ряд других .

К возобновимым природным ресурсам относят растительный и животный мир; по мере использования они могут восстанавливаться.

К неисчерпаемым относятся космические ресурсы (солнечная радиация, морские приливы и др.), климатические (тепло и влага атмосферы, энергия ветра), водные (энергия рек и т. п.) .

Земля характеризуется помимо почвенного покрова пространством, рельефом, растительностью, недрами и водами. Земельные ресурсы рассматриваются в качестве производного понятия от термина «земля» и представляют собой разновидность относительно возобновимых природных ресурсов, используемых в процессе общественного производства.

Земельные ресурсы – это земли, которые используются или могут быть использованы в отраслях народного хозяйства . Все земли планеты, того или иного государства, административно-территориального образования образуют их земельный фонд.

Земельный фонд подразделяется на виды земель, выделяемые по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования.

По состоянию на 1 января 2011 г. общая площадь земельного фонда Республики Беларусь (по данным Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь) составляет 20760, 0 тыс. гектаров .

Структура земельного фонда по видам земель представлена в табл 1.1.

Таблица 1.1. Структура земельного фонда Республики Беларусь

по видам земель (по состоянию на 01.01.2011 г.)

Виды земель Площадь
Тыс.га %
Сельскохозяйственные земли, всего в том числе пахотные 8897,5 5510,5 42,86 26,54
Лесные земли 8566,7 41,27
Земли под: древесно-кустарниковой растительностью 540,6 2,60
болотами 873,0 4,20
водными объектами 469,8 2,26
дорогами и транспортными коммуникациями 392,1 1,89
улицами, площадями и иными местами общего пользования 147,0 0,71
застройкой 344,0 1,66
Нарушенные земли 5,4 0,03
Неиспользуемые земли 432,2 2,08
Иные земли 91,7 0,44
Итого: 20760,0 100,0

Земля как природный ресурс представляет собой прежде всего компонент географической оболочки нашей планеты (ландшафтной сферы) – внешнего слоя, в котором соприкасаются и взаимодействуют литосфера, биосфера и атмосфера. Качественное отличие этой оболочки заключается в наличии различных видов свободной энергии, органического мира, осадочных пород, почвенного покрова, в существовании человеческого общества.

Землю как природный ресурс изучают с позиций экологии и ландшафтоведения. Сущность экологического подхода заключается в изучении взаимодействия человека с окружающей средой. Ландшафтный подход в использовании земельных ресурсов основан на учете объективно существующих и научно доказанных фундаментальных положений о земле как сложной географической системе. Термин «ландшафт» был введен в научный оборот немецким географом А. Гоммейером в 1805 г. и буквально означает «картина природы, пейзаж» .

В настоящее время под ландшафтом понимают генетически однородный природно-территориальный комплекс, характеризующийся относительным единством рельефа (с образующими его породами), почвы, климата, вод, живых организмов. Человек своей деятельностью воздействует на ландшафт. Все живые организмы и их группировки (биологические системы) являются естественным компонентом любого ландшафта. В компонентах неживой природы происходит упорядочение потоков вещества и возникает системная интеграция структур. Согласованность функционирования в ландшафте биотических и абиотических частей приводит к тому, что ландшафтная среда обитания оказывается для живых организмов совершенно необходимой .

Компоненты, образующие природные комплексы, неоднозначны по своей роли в функционировании ландшафтов. Одни из них имеют системообразующее значение в формировании природного комплекса (формируют его основной каркас), другие играют подчиненную роль. На первом месте стоит земля с ее основным свойством – рельефом, затем гидросфера и атмосфера, завершающие звенья этого ряда – растительность и животный мир. Все природные комплексы представляют собой реальные (объективные) пространственные структуры и обладают объективными естественными границами. Границы могут быть линейными или расплывчатыми, стабилизированными или подвижными, выразительными или затушеванными. Лицо любого ландшафта определяют природные комплексы на уровне местностей, фаций и урочищ или которые формируются под преимущественным воздействием экзогенных (внешних) факторов при подчиненном значении эндогенных сил (рис. 1.3) .

Рис. 1.3. Схема иерархии геосистем

Сельскохозяйственная организация территории на основе ландшафтного подхода – это научно обоснованное размещение площадей с различным функциональным назначением и режимом использования. Она основывается на учете природно-географических особенностей ландшафта и практически заключается в том, чтобы определить наилучшее применение земельного фонда к каждой единице ландшафта. Сельскохозяйственная организация территории должна быть дифференцирована по типам и видам ландшафтов .

Части естественного ландшафта, вовлеченные в сельскохозяйственное использование, рассматриваются как различные виды земель, всесторонняя оценка которых должна предшествовать разработке проекта организации территории административного района или хозяйства. При этом предполагается решение следующих вопросов:

Оптимальный выбор видов земель различного сельскохозяйственного назначения;

Определение их правильного площадного соотношения, оптимальных размеров, форм и взаимного расположения с целью обеспечения нормального функционирования всей ландшафтно-земледельческой системы конкретного хозяйства, района с максимальным экономическим и экологическим эффектом;

Выбор наиболее оптимальных видов мелиоративных и природоохранных мероприятий.

Необходимо соблюдать сбалансированное соотношение между эксплуатацией, консервацией и улучшением земель конкретного типа и вида ландшафта.

В настоящее время отсутствует единая система учета ландшафтных региональных различий. При любых намечаемых мероприятиях по освоению земель нельзя забывать о возможных экологических просчетах, которые сводят на нет планируемую выгоду и часто порождают больше проблем, чем решают. Ориентировать сельскохозяйственное производство на максимальную аккумуляцию агроклиматических ресурсов в расчете на единицу затрачиваемой техногенной энергии, обеспечивая при этом минимальную экологическую нагрузку, призвано агроэкологическое районирование, основанное на принципах физико-географического и эколого-экономического районирования. Создание экологически стабильного, антропогенного ландшафта – важнейшая задача организации территории.

Учитывая роль земли как основного природного ресурса в системе земля – человек – производство, необходимо решать следующие задачи:

– осваивать и использовать земельные участки, основываясь на законах природы, соблюдая природное равновесие, не нарушая стабильности (устойчивости) экосистем;

– максимально полно учитывать качественные особенности земельных ресурсов при их использовании (особенно сельскохозяйственном), создавать адаптивное (приспособленное к природным условиям) производство;

– создавать экологически безопасное производство, не разрушающее земельные и другие природные ресурсы, или сводить неблагоприятное воздействие уже действующих производств до экологически безопасного уровня;

– принимать меры по воспроизводству земельных ресурсов, организуя их рациональное использование и охрану.

Статьи по теме: