Налоговые последствия реорганизации. Реорганизация в инспекциях: что нас ждет? Реорганизация налоговых органов

Структурная реформа Федеральной налоговой службы, стартовавшая в начале этого года, вышла на новый уровень. Как стало известно "Бизнесу", в составе управления налогового аудита ФНС может появиться специальная группа, главной задачей которой станет оценка перспектив судебных дел при отказе налоговиков возмещать предпринимателям НДС в добровольном порядке. Кроме этого, руководители ФНС мечтают переложить консультирование налогоплательщиков на плечи новой структуры - налогового агентства. А в центральном аппарате ФНС, возможно, будут образованы два новых управления - выездных и камеральных налоговых проверок.

Реформа в структуре ФНС началась почти полгода назад.

В середине февраля было объявлено о расформировании двух управлений (налогообложения малого бизнеса и кредитных организаций) и создании трех новых - собственной безопасности, информационной безопасности и налогового аудита. Однако еще в апреле источники "Бизнеса" предупреждали, что на этом преобразования в ФНС не закончены, а вчера стало известно о новых изменениях в структуре службы.

Как выяснил "Бизнес", в управлении налогового аудита, образованного в начале года, будет создана специальная группа, которая займется экспертизой документов, поданных налогоплательщиками для возврата экспортного НДС.

"Эта группа, состоящая из весьма квалифицированных сотрудников, будет анализировать проекты решений об отказе в возмещении НДС и сообщать инспекторам на местах: вот в этом случае в арбитражном суде ваши позиции будут выглядеть слабо. А в этом- можете попробовать",- рассказывает источник "Бизнеса", знакомый с ситуацией.

Идея создания подразделений так называемых центров экспертизы документов, которые должны были принимать решения о возмещении (либо отказе в возмещении) НДС, появилась у налоговиков полгода назад. "Однако она не прижилась,- рассказывает собеседник "Бизнеса".- В итоге решено создать центры в усеченном формате". По мнению источника, после появления новой структуры ситуация с возмещением НДС изменится к лучшему. "Сейчас в Москве действуетнегласное распоряжение: никому, даже честным экспортерам, не возмещать НДС кроме как через суд. После того как будет сформирована группа, количество отказных решений уменьшится",- полагает он.

Опрошенные "Бизнесом" эксперты считают, что создание специальных подразделений по принятию решений о возмещении НДС может еще больше увеличить сроки принятия решения о возврате налога.

"Налоговики отказывают в возмещении НДС не потому, что не в состоянии провести квалифицированный анализ документов. Дело в том, что им проще отказать в возмещении НДС, чем принять справедливое решение. Если они будут признавать за налогоплательщиками право на возврат налога, то вышестоящий налоговый орган заставит их объяснить причины такого решения",- говорит адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. Если указания центра будут носить рекомендательный характер, пользы от его работы не будет, добавляет руководитель юридической практики "Консалтинговых услуг" Александр Костин. "К тому же есть опасность, что согласование постановления о возмещении НДС с новым подразделением может увеличить время, отведенное на вынесение решения о возмещении",- соглашается с коллегами адвокат "Юков, Хренов и партнеры" Светлана Тарнопольская.

Другая инициатива ФНС юристам нравится гораздо больше. По словам источника "Бизнеса", для улучшения работы с налогоплательщиками руководство ФНС хочет создать новую структуру с рабочим названием "Федеральное налоговое агентство", которое возьмет на себя работу по информированию налогоплательщиков.

"Анатолий Сердюков (руководитель ФНС.- "Бизнес") предлагает отделить функции контроля и надзора от функции консультирования",- рассказывает источник. По мнению Александра Костина, агентство сможет способствовать улучшению информированности налогоплательщиков. "Контролеры, отвечая на вопросы налогоплательщиков, всегда стараются составить разъяснение так, чтобы им было удобнее доначислять налоги. Понятно, что ни о какой объективности в этом случае не может быть и речи",- говорит эксперт. Создание агентства может исправить ситуацию, уверен он.

"Только надо вывести его из прямогоподчинения ФНС",- замечает Костин.

В перспективе, рассказывает источник, преобразования произойдут и в центральном аппарате ФНС. "Вероятно, будут созданы новые управления - выездных и камеральных налоговых проверок,- говорит собеседник "Бизнеса".- Дело в том, что когда из инспекций в центральный аппарат поступают материалы, приходится их сортировать по разным управлениям". Это неудобно, отмечает он. Поэтому у руководителей ФНС родилась идея создать два новых управления, которые будут комплексно анализировать материалы выездных и камеральных проверок. Однако Юрий Воробьев считает, что это окончательно запутает и без того непростую структуру центрального аппарата. "Управления будут дублировать друг друга, что, естественно, не улучшит работу аппарата ФНС. Не понимаю, зачем это делать",- удивляется юрист.

СЕКЦИЯ « ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА »

СЕМИНАР « Актуальные вопросы налоговой политики, налогового законодательства и практика применения законодательства о государственном оборонном заказе »

Публикуем программу семинара.

РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ:

09.00 – 10.00
Модераторы:
Вершинина Татьяна Александровна, председатель финансово-экономического совета Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области (СПООПСО), директор ООО «Ваш аудитор»
Брызгалин Аркадий Викторович, руководитель группы компаний «Налоги и финансовое право», к.ю.н.

Время Тема выступления. Докладчик
10.00-10.10
Вступительное слово:
Щелоков Владимир Федорович, генеральный директор Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области.

Информация о Программе семинара:

10.10-11.00
Современная налоговая политика: итоги 2018 и перспективы, экспертные прогнозы на 2019-2020 гг.
Аркадий Викторович Брызгалин – генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право», к.ю.н.
11.00-11.45
Актуальные поправки в НК РФ и в законодательство о бухгалтерском учете и отчетности в 2019 году
Татьяна Александровна Вершинина – председатель финансово-экономического совета СПООПСО
11.45-12.00

Кофе-брейк
12.00-12.45
Современные проблемы и основные подходы арбитражной практики в вопросах разграничения движимого и недвижимого имущества; новые риски исчисления налога на имущество в связи с выводом "движимости" из объекта налогообложения
Евгений Александрович Гринемаер, первый заместитель генерального директора ГК «Налоги и финансовое право», Татьяна Викторовна Катанаева, главный специалист по экономическим вопросам ГК «Налоги и финансовое право»
12.45-13.30
Некоторые практические вопросы применения налоговых льгот и преференций в процессе инвестиционной и инновационной деятельности. Специальный инвестиционной контракт. Инвестиционный налоговый вычет. Региональные налоговые льготы. Риски переквалификации налог/органами расходов на капитальный ремонт и реконструкцию (модернизацию, перевооружение, дооборудование, новое строительство и др.)
Аркадий Викторович Брызгалин – генеральный директор ГК «Налоги и финансовое право», к.ю.н. Екатерина Сергеевна Щербакова – главный специалист по юридическим вопросам
13.30-13.45

Кофе-брейк
13.45-14.30
Практика раздельного учета по ГОЗ.
Барсукова Елена Александровна – Директор департамента бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер АО "Уралтрансмаш"
Гончарова Юлия Анатольевна – Начальник финансового управления ПАО «МЗИК».
14.30- 15.00
К вопросу о государственном оборонном заказе (кооперация исполнителя, режим использования отдельного счета, нормы прибыли)
Губин Николай Павлович – главный специалист по юридическим вопросам АО «ЦЭЭ «Налоги и финансовое право».
Особенности расчетов в рамках гособоронзаказа
Агафонова Ольга Ивановна – руководитель Уральского центра сопровождения ГОЗ ПАО «Промсвязьбанк»
15.00-15.15
Поддержка проектов производства гражданской продукции по программам с ФРП на примерах реализованных кейсов
Константинов Алексей Николаевич – начальник управления по работе с корпоративными клиентами Уральского филиала ПСБ, представитель регионального ФРП
15.15-15.30
Преимущества зарплатного проекта Сбербанка РФ для сотрудников предприятий оборонных отраслей промышленности
Селезнев Кирилл Владимирович – директор направления прямых продаж Уральского банка ПАО «Сбербанк»
Продукты лизинга для предприятий машиностроения
Попова Оксана Васильевна – директор уральского филиала АО «Сбербанк Лизинг».
Ответы на вопросы

Решение о создании единого фискального органа путем объединения налоговой и таможенной служб будет принято до мая 2018 года, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Тогда же власти определят параметры налоговой реформы

Игорь Шувалов (Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»)

К маю 2018 года, «началу нового политического цикла», может быть создан единый фискальный орган путем объединения ФНС и ФТС, заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС во вторник, 21 ноября, передал корреспондент РБК. «Каким образом будет построен налоговый администратор, как он будет взаимодействовать с гражданами и юридическими лицами — это в целом будет зависеть от того, как будет чувствовать себя система в целом», — заявил чиновник. Появление единого фискального органа позволит государству получить «совершенно стабильный доход через администрирование этой службы», пояснил вице-премьер.

Решение должно быть принято именно к маю, поскольку тогда «появится новое правительство». «Когда появляется новое правительство, президент всегда принимает решение о системе органов исполнительной власти», — напомнил первый вице-премьер. Шувалов признал, что вопрос о создании единого фискального органа — «непростой и болезненный». Он отметил, что возможен вариант «сохранения налогового администратора в том виде, в котором он существует сегодня».

Шувалов также рассказал, что к маю 2018 года должны быть окончательно определены параметры налоговой реформы. Решения «по налоговой системе, по налоговым ставкам» должны быть приняты «в начале политического цикла, чтобы все жили спокойно шесть лет», оценивали налоговую нагрузку и планировали бизнес, объяснил Шувалов.

Замминистра финансов Илья Трунин после выступления вице-премьера пояснил журналистам, что в настоящий момент «идет выстраивание сквозных механизмов взаимодействия налоговых и таможенных органов, интеграция информационных систем ФНС и ФТС». «Мы сейчас работаем как министерство не над тем, как дальше будет функционировать фискальная система, а над тем, как оптимизировать процесс, сделать единый механизм администрирования», — заявил Трунин. Глава ФНС Михаил Мишустин отказался комментировать слова Шувалова об объединении, в ФТС не ответили на запрос РБК.

На деле интеграция систем таможни и налоговой уже идет, механизм был запущен еще в 2016 году, и ведомства на постоянной основе обмениваются данными из своих баз — ФНС видит данные о таможенных декларациях, а ФТС может изучить налоговое досье экспортеров, говорит источник РБК в ФТС. «Например, у вас с соседом один ноутбук на двоих, но вы не можете работать на нем одновременно — он либо у вас, либо у соседа. Интегрированная система ФТС и ФНС — это, условно, два ноутбука, два сервера, которые между собой соединены», — объясняет собеседник РБК. Интеграция помогает эффективнее применять риск-ориентированный подход, более точно находить предмет контроля. Следующий этап этой интеграции — налаживание системы прослеживаемости товаров, чтобы товар можно было проследить от этапа ввоза до этапа реализации в рознице, поясняют в ФТС.

Взаимодействие ФТС и ФНС может дать мощный синергетический эффект, считает партнер налоговой практики адвокатского бюро КИАП Михаил Успенский, интеграция позволит более эффективно бороться с налоговыми схемами, в первую очередь таможенными «каруселями» (схема уклонения от уплаты НДС. — РБК ) и серым импортом, считает он.​ «И у тех и у других в принципе единая задача — наполнять казну. Администрирование в ФНС уже налажено, и если поставить грамотного зама, который будет курировать таможенный блок, то проблем не будет», — рассуждает Успенский.

У ФТС дела похуже

Функции таможни и налоговой пересекаются в незначительной степени, считает заведующая лабораторией развития налоговой системы РАНХиГС Наталья Корниенко, и межведомственный обмен работает неэффективно. «Если бы сотрудничество между ведомствами было эффективным, то тогда бы не вставал вопрос о создании единого фискального органа. Каждый бы занимался своим делом как нужно. Таким образом, можно говорить о том, что ФТС испытывает какие-то проблемы, потому что мы слышим предложения объединить ее с налоговой службой, и никак не наоборот», — подчеркивает Корниенко.

О создании единого фискального органа Игорь Шувалов говорит не первый год и возобновление обсуждения этой темы связано с началом нового политического периода, считает доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга ​РАНХиГС Татьяна Сафонова: оба ведомства имеют опыт по сбору доходов, и цель объединения позволит сократить административные затраты в том числе за счет слияния функционала.

ФТС и ФНС являются крупнейшими администраторами доходов бюджета: в 2016 году ФНС собрала в федеральный бюджет 6,92 трлн руб., а ФТС — 4,98 трлн руб., следует из данных Казначейства. В сумме это более 88% всех бюджетных доходов. За десять месяцев 2017 года службы собрали для бюджета 11,16 трлн руб.: ФНС перечислила в казну 7,54 трлн руб. (86,6% от прогнозного показателя), ФТС — 3,62 трлн руб. (80,8% от прогноза).

За пять лет реформ в России прошла массовая приватизация, появились десятки тысяч независимых предприятий и предпринимателей, тысячи коммерческих банков и страховых компаний, возник национальный рынок ценных бумаг, резко возросли объемы внешней торговли.

В новых условиях стало чрезвычайно актуальным создание качественно новой системы сбора налогов, соответствующей глубине проведенных преобразований и масштабам российской экономической системы.

Сложившаяся ситуация показала, что мы оказались не вполне готовыми к такому развитию событий.

Это стало особенно очевидным в период жесткой финансовой политики, когда печатный станок перестал быть основным источником пополнения бюджета.

К сожалению, за семьдесят с лишним лет наша страна лишилась налоговой культуры.

Государство привыкло к тому, что налоговые платежи поступают в бюджет автоматически. Граждане привыкли к тому, что налоги - это дело государства.

Мы может с уверенностью сказать, что попытки простого "закручивания гаек" при сборе налогов не дадут сегодня радикального результата.

Они могут только углубить противостояние налогоплательщика и государства.

Сегодня, вместе с реформой налогового законодательства, мы должны провести и глубокую реформу налоговой службы.

Эта реформа должна затронуть не только налоговые органы, но фактически все российское общество.

Необходимо добиться, чтобы государство, предприниматели, граждане стали не противниками, а партнерами в налоговой деятельности.

Степень готовности граждан к добровольному и сознательному выполнению налогового законодательства напрямую связана с тем, насколько беспристрастной, эффективной и действенной общественность считает налоговую службу.

Поэтому мы хотим, совершенствуя работу налоговой службы, добиться изменения ее образа в глазах граждан России.

Необходимо превратить налоговую службу в орган, который:

Действует в интересах всего общества, отдельных граждан и работает во взаимодействии с ними;

Обеспечивает соблюдение равенства всех граждан и предприятий перед налоговым законодательством;

Обеспечивает эффективное наполнение бюджета;

Наряду со сбором и взысканием налогов информирует и консультирует налогоплательщиков, помогает им в осуществлении финансовой деятельности и налогового планирования;

Принципиально, профессионально и бескомпромиссно борется с сознательными нарушениями налоговой дисциплины.

Для того, чтобы добиться этой цели, мы начинаем коренную реорганизацию всей системы Государственной налоговой службы.

Эта реорганизация готовилась почти год. В принятой нами концепции учтен не только собственный опыт, но и все то, что накоплено многолетней мировой практикой налоговой деятельности.

Первая задача реорганизации - сосредоточить усилия профессионалов - налоговиков на тех сферах экономической деятельности, где особенно велики резервы увеличения налоговых поступлений. Ведь не секрет, что 10-15 % налогоплательщиков обеспечивают до 80 % налоговых поступлений. К. числу таких налогоплательщиков относятся:

Интегрированные экономические структуры - промышленно - финансовые группы, транснациональные структуры, крупные корпорации;

Предприятия, занимающиеся производством и оборотом алкогольной продукции; - финансово - банковские структуры; - крупнейшие по масштабам своей деятельности предприятия общегосударственной значимости.

Для работы с этими группами налогоплательщиков мы создаем в системе налоговых органов специализированные службы налогового контроля.

Работники этих структур будут в деталях знать специфику соответствующего вида деятельности и оперативно контролировать хозяйственную ситуацию.

Они будут располагать эффективными методами и средствами для налогового контроля и взыскания платежей с подконтрольных им налогоплательщиков.

Эти службы будут согласованно действовать на всех уровнях от районной налоговой инспекции до Госналогслужбы России.

Вторая задача заключается в создании принципиально новых технологий налоговой деятельности, основанных на применении компьютерных сетей и баз данных.

Мы хотим оснастить органы налоговой системы современной компьютерной техникой, связав их с действующими национальными и международными информационными сетями.

Мы предполагаем создать общегосударственную систему учета налогоплательщиков и контроля их деятельности, связав ее уже в ближайшей перспективе с базами данных МВД, налоговой полиции, таможенного комитета, других органов. В дальнейшем эти связи будут расширены.

Решение этой задачи не только обеспечит точный учет, регистрацию и постоянный контроль налогоплательщиков. Мы сможем одновременно обеспечить доступ налогоплательщиков к информационно - справочной информации по вопросам налогообложения, а в перспективе перейти к компьютерной технологии подачи деклараций и внесения налоговых платежей.

Третья задача - это качественное совершенствование методики налоговой деятельности.

Для обеспечения постоянной организационно - методической поддержки налоговых инспекций и налоговыми инспекциями на местах мы создаем зональные органы Госналогслужбы.

Мы предусматриваем оперативное формирование рабочих групп специалистов для проведения комплексных налоговых проверок.

Особое внимание будет уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Все они будут подвергаться постоянному углубленному налоговому контролю.

Специальная служба создается для серьезного изучения методов уклонения от уплаты налогов и принятия соответствующих контрмер.

Еще одно новшество - организация работы "участковых" налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков буквально "в лицо".

Мы разрабатываем единый комплекс четких регламентов, по которым будут работать все налоговые инспекторы страны, что исключит разночтения и недоразумения при трактовке налогового законодательства.

Мы создаем также систему внутреннего инспектирования и аудита для постоянного контроля правильности операций налоговых органов.

Все эти меры позволят качественно изменить содержание оперативной работы налоговых органов и значительно повысить ее эффективность.

Четвертая задача заключается в подготовке и реализации Государственной программы пропаганды налоговой культуры и налогового воспитания. Основные цели этой программы:

Сделать воспитание налоговой культуры и привитие "налоговой грамотности" неотъемлемой составной частью системы образования, начиная с первых классов школы;

Сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о налоговом законодательстве, о порядке исчисления и уплаты налогов;

Выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и других органов налоговой системы, сделав их доступными для граждан, обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным образом имидж налогового инспектора;

Создать эффективную систему профессионального консультирования налогоплательщиков;

Использовать все возможные средства для постоянного и повсеместного разъяснения гражданам положений налоговой политики государства и убеждения их в необходимости и выгодности добровольного и сознательного соблюдения налогового законодательства.

Пятая задача заключается в резком повышении профессионального и кадрового потенциала налоговой службы.

Мы хотим резко повысить статус налогового служащего и сделать работу в органах налоговой службы социально престижной и профессионально привлекательной.

Мы хотим создать такие условия работы в налоговых органах, которые сводили бы к минимуму возможности для профессиональной недобросовестности или коррупции.

Мы предполагаем значительно усилить свой кадровый потенциал за счет наиболее надежных и опытных людей, покидающих ряды вооруженных сил в процессе военной реформы.

Мы намерены решительно избавляться от некомпетентных работников и от тех, кто не хочет учиться работать по - новому.

Решение этих задач уже осуществляется. Мы приступили к радикальной реорганизации Государственной налоговой службы.

Руководство страны понимает исключительную важность и неотложность решаемых нами задач и поддерживает наш подход к решению перечисленных проблем.

Не случайно постановление Правительства РФ № 269 от 11 марта 1997 года по вопросам Государственной налоговой службы Российской Федерации было подписано в самом начале реорганизации Правительства.

Какой бы ни была структура кабинета министров, кто бы ни занимал конкретные должности, важность безотлагательной реформы Государственной налоговой службы налицо. Реформа эта подготовлена и уже началась.

Управление информации
и общественных связей

Статьи по теме: