Повышение детского пособия в году. Детские пособия. Пособия малоимущим гражданам

Так называемые «детские» пособия - это государственные пособия гражданам, имеющим детей. К основным из них относятся (гл.II Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

О размере детских пособий в 2017 году расскажем в нашей консультации.

Пособие по беременности и родам

За 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности за 84 дня) до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86, а при рождении двух или более детей - 110 дней) после родов женщине предоставляется отпуск по беременности и родам. За это время ей полагается выплата пособия (ст.ст.6,7 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Пособие по беременности и родам выплачивает работодатель в размере 100% среднего заработка за указанные дни (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Порядок расчета пособия по беременности и родам аналогичен .

Пособие по беременности и родам исчисляется суммарно независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Учитывая, что максимальный средний дневной заработок по декретному отпуску, наступившему в 2017 году, составляет 1 901,37 рублей ((670 000 +718 000) / 730), максимальное пособие по беременности и родам в 2017 году за 140 дней составит 266 191,80.

Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности

Если женщина встает на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель), у нее возникает право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

В январе 2017 года размер такого пособия составляет 581,73 рубля (ст.ст. 4.2 , 10 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 6 ст. 1 , № 68-ФЗ , ).

С 01.02.2017 размер пособия составляет 613,14 рублей (п. 6 ст. 1 , ст. 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , ).

Единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении 2 и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Размер пособия на рождение ребенка в январе 2017 года составляет 15 512,65 рублей (ст.ст 4.2 , 12 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ , п. 6 ст. 1 , ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства от 28.01.2016 № 42).

С 01.02.2017 пособие на рождение увеличилось до 16 350,33 рублей (п. 6 ст. 1 , ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 № 68-ФЗ , п. 1 Постановления Правительства от 26.01.2017 № 88).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

По общему правилу ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Величина пособия зависит от статуса лица, которому это пособие предоставляется.

Так, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, имеют право на пособие в размере 40% среднего заработка, исчисляемого аналогично порядку, предусмотренному для расчета пособий по беременности и родам (

В последние годы индексация федеральных выплат на ребенка проводится ежегодно с 1 февраля на основании показателя прошлогодней инфляции. Таким образом, в 2017 году государственные пособия семьям с детьми увеличатся пропорционально коэффициенту инфляции, определенной по окончании 2016 года. Исключением является только сумма материнского капитала, размер которого не изменится и снова составит 453026 рублей.

Согласно федеральному закону , подписанному Президентом РФ Владимиром Путиным 19 декабря 2016 года:

Инфляция по результатам 2016 года ожидается на уровне 5.4% (это значение инфляции подтверждено Росстатом).

На основании этого государственные пособия с 1 февраля 2017 года будут проиндексированы с коэффициентом 1,054 по сравнению с предыдущим годом - за исключением материнского капитала, размер которого останется без изменений в сумме 453026 рублей до 2020 года.

Ниже приводится таблица индексации детских пособий в 2017 году .

Таблица пособий на детей в 2017 году

Название пособия Выплачиваемая сумма, руб.
с 1 января 2017 года с 1 февраля 2017 года
Единовременные выплаты
беременности 581,73 613,14
по БиР 100% средней зарплаты за 2 предыдущих года, по МРОТ или в минимальном установленном размере:
581,73 613,14
срочной службы 24565,89 25892,45
15512,65 16350,33
, установлении опеки и 15512,65 или 118529,25 * 16350,33 или 124929,83 *
* При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка от 7 лет или одновременно нескольких детей, являющихся сестрами или братьями (на каждого из детей)
453026 453026 (не изменяется)
Ежемесячные выплаты
40% от средней з/п за 2 предшествующих года или минимальные:
  • 2908,62 - на 1-го;
  • 5817,24 - на 2-го и последующих
  • 3065,69 - на 1-го;
  • 6131,37 - на 2-го и следующих
10528,24 11096,76
до трех лет В размере равном установленной в регионе величине прожиточного минимума на детей
Выплата до 18 лет ребенку погибшего военнослужащего 2117,50 2240,32

Размер детского пособия до 18 лет

Выплата на третьего ребенка до 3 лет

К 2017 году сократилось число регионов с неблагоприятной демографической ситуацией, которым предоставлялось софинансирование для выплаты пособия , до 42 субъектов федерации (изначально было 50, после вступление в состав России Республики Крым и города федерального значения Севастополя их число составило 52).

Следующие восемь регионов преодолели необходимый порог рождаемости (средний по стране):

  • республики Крым, Коми, Чувашская и Марий Эл;
  • Хабаровский и Камчатский края;
  • Сахалинская и Калининградская области.

В этих субъектах РФ выплата при рождении или усыновлении в 2017 году третьего или последующих детей не будет назначаться . Однако несмотря на это органы соцзащиты продолжат перечисление пособия на детей, рожденных в 2014, 2015 и 2016 годах - поскольку, согласно постановлению правительства от 5 октября 2016 г. № 2090-р , в 50 регионах, включая и вышеперечисленные, софинансирование программы продлится до достижения этими детьми трехлетнего возраста.

Сумма материнского капитала в 2017 году за второго ребенка

На основании федерального закона № 433-ФЗ от 30.12.2015 программа материнского капитала была продлена до 31 декабря 2018 года . Однако индексироваться в 2017 году он, как и в предыдущем, не будет. Размер сертификата остается прежним - 453 тыс. 26 рублей.

Несмотря на то, что в 2016 году размер сертификата не увеличился, его владельцы до 30 ноября могли оформить единовременную выплату , которая составила 25 тыс. руб. Ожидается, что в 2017 году семьям с детьми предоставят возможность повторно получить выплату в связи с продолжением кризиса.

Помимо единовременно выплачиваемой суммы основные четыре направления реализации денежных средств сертификата остались прежними:

  • для улучшения жилищных условий;
  • на образование детей;
  • на накопительную пенсию матери данного ребенка;
  • на покупку товаров и получение услуг, для социальной интеграции и адаптации детей-инвалидов (данный пункт введен с 1 января 2016 года).

9 декабря 2016 года Государственная дума приняла , приостанавливающий до 1 января 2020 года ежегодную индексацию материнского капитала в соответствии с показателем инфляции. В связи с этим не стоит рассчитывать на увеличение суммы мат. капитала в течение еще как минимум следующих трех лет .

По заявлениям представителей власти, в апреле состоится доиндексация до уровня 5,8%.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Исключение составят военные пенсионеры, поскольку они получают пенсии через силовые ведомства, а не ПФР, и имеют другой порядок начисления.

Трудоустроенных граждан пенсионного возраста индексация не коснется. Правительством было принято решение о заморозке индексации пенсий работающим пенсионерам на 3 года. В бюджете на 2017-2019 года также не предусмотрены средства на индексацию. Комитеты Госдумы выступили против такого решения, однако обсуждения о возврате индексации пока не идут.

Окончательно принято решение о единовременной выплате в размере 5 тысяч рублей , которая станет заменой второй индексации. Данную выплату получат практически все категории пенсионеров, исключая тех, кто постоянно проживает за рубежом.

В 2016 году индексация выплат гражданам пенсионного возраста составила всего 4% , хотя в предыдущие периоды проводилась на зафиксированном инфляционном уровне. По статистическим данным, реальная инфляция в 2015 году достигла порога в 12,9% .

Индексация социальных пособий

Заместитель министра финансов Алексей Лавров назвал величину индексации социальных . Она будет составлять 5,4 процента , именно столько составляет реальная инфляция в стране за прошедший год.

Индексация была проведена 1 февраля 2017 года. После этого, социальные выплаты будут в автоматическом режиме повышаться на уровень инфляции.

Напомним, что получателями социальных выплат являются: ветераны войны, жертвы Чернобыльской АЭС, герои России и СССР и некоторые другие категории населения.

Изменение пособия по безработице в 2017 году

Пособие по бедности

О возможном введении нового вида заявила заместитель Министра финансов Татьяна Нестеренко.

По словам Нестеренко, в наибольшей поддержке сейчас нуждаются семьи, которые имеют , и где только один из родителей трудоустроен.

Также было отмечено, что до введения нового пособия предстоит большая работа, которая будет заключаться в разработке и уточнении понятий и критериев «нуждаемости» в поддержке со стороны государства, а также в нахождении приемлемых решений.

Тем не менее, обсуждение данного предложения было опровергнуто вице-премьером Ольгой Голодец, которая заявила, что выдвинутое предложение является просто мнением сотрудников министерства.

Также резко против выступил Максим Топилин, министр труда и социальной защиты. Он заявил о нецелесообразности введения пособия по бедности. По его словам, государство выплачивает множество различных , и введение нового окажется неэффективным, а имеющиеся суммы необходимо направить на повышение зарплат, чтобы снизить количество .

Пособия малоимущим гражданам

Члены Комитета гражданских инициатив в конце ноября 2016 года выступили с предложением о реформировании системы государственной поддержки малообеспеченного населения. По их мнению, основной недостаток в существующем положении – неэффективное расходование средств. Другими словами, получают те, кто в них не нуждается. Из-за этого выплаты не решают проблему, на которую они направлены.

Согласно предложению, из списка нуждающихся нужно исключить граждан, обладающих определенным имуществом. К примеру, более чем двум головами крупного скота, земельным участком или автомобилем моложе двух лет.

Для остальных предлагается установить адресную помощь не менее 25% от прожиточного минимума .

В поддержку инициативы высказались Минтруд и Минфин, а Пенсионный Фонд приступил к разработке базы доходов населения, чтобы выявить категорию нуждающихся.

Сроки выплат пособия по уходу за ребенком в 2017 году могут быть продлены

Еще один законопроект внесла в Госдуму председатель Комитета по вопросам семьи, женщин и детей, О. Епифанцева. Руководитель предложила увеличить срок предоставления пособия по уходу за ребенком с 1,5 до 3-х лет . Принятие закона разрешит матерям, воспитывающим малышей получать за время отпуска. Условием для предоставления такого права является отсутствие места в ясельной группе дошкольного учреждения для ребенка.

По информации, поступившей от Минобрнауки, на 1 марта 2016 года дошкольное образование для детей 3-7 лет составляло порядка 98,97% . Хуже ситуация обстоит с малышами 1,5-3 лет . На указанную дату в очереди на получение места в яслях стояли около 193 тыс. детей .

В текущем году право на оформление выплаты имели родители и ближайшие родственники ребенка, осуществляющие за ним фактический уход и не имеющие возможности официально работать.

Размер перечисления составляет 40% от средней зарплаты лица, оформляющего выплату. В отдельных случаях сумма носит фиксированный характер. На 1 февраля минимальный размер выплаты на первого ребенка составил 2908 рублей , а на второго и других детей – 5817 рублей . Максимально возможная выплата приравнена к 11384 рублям . При достижении 1,5-летнего возраста сумма выплаты автоматически снижается до 50 рублей и предоставляется до достижения малышом трех лет.

Министр труда Максим Топилин заявил, что в Правительстве не обсуждается возможность данного нововведения, поскольку в бюджете нет дополнительных средств на реализацию.

Повышении пособия на лекарства для детей-инвалидов в 2017 году

Минздрав внес на рассмотрение очередной законопроект, согласно положениям которого размер пособия на приобретение лекарств и медицинских изделий для в 2017 году должен составить 800 рублей . Оригинал документа был выложен на портале нормативно-правовых актов.

В тексте предложения сообщается о необходимости установки нормативов материальных расходов на одно лицо, оформившее помощь от государства в виде обеспечения медикаментами, специальными изделиями и лечебным питанием, поскольку минимальная сумма по предварительным подсчетам составит 800,41 рублей .

По предварительной информации, при принятии данного предложения парламентом, оно вступит в законную силу в начале 2017 года. Для сравнения следует указать, что в текущем году размер выплаты составил 755,55 рублей .

В конце октября данный законопроект был принят. Таким образом, пособия на лекарства в 2017 году возрастут до отметки 807,24 рубля .

Топилин пообещал увеличить бюджетникам зарплату в 2017 году

Очередное заявление сделал министр труда и соцзащиты, М. Топилин, сказав, что к 2017 году работникам бюджета прибавят зарплату . Руководитель отметил, что это следует сделать, руководствуясь указами президента. Топилин также сообщил, что средства на данную статью расходов пока не выделены, однако расчеты уже произведены и утверждены.

По мнению чиновника, повышение заработной платы работникам данной категории является приоритетным направлением в социальной сфере, и такая позиция отражена в пакете указов президента, подписанных в мае 2012 года.

Согласно имеющемуся определению, бюджетниками считаются граждане, имеющие официальное трудоустройство в государственных компаниях и ведомствах. По предварительным сведениям, размер индексации заработной платы такой группы граждан в 2017-2020 году составит не меньше 5,3 трлн рублей , включая 3,5 трлн рублей из федерального бюджета. Повышение должно состояться на уровень инфляции. В свою очередь, аналитики также провели расчеты, в результате чего общая сумма повышения оклада работников данной категории составит 2,3 трлн рублей .

До этого первый замминистра финансов Т. Нестеренко сообщила, что без определенных изменений в экономике государства, к концу будущего года резервы иссякнут, и у руководства не останется возможности оплачивать начисления даже при сохранении того минимального зарплатного уровня, который существует сейчас.

Электронные больничные

С 1 июля 2017 года начинается переход с бумажных больничных на электронную версию. На данный момент пилотная версия проекта действует в 6 субъектах, где показывается высокую эффективность. По результатам эксперимента и было решено внедрить повсеместное использование.

Положительными сторонами больничных листов в электронном виде называют:

  • простоту заполнения и исправления возникающих ошибок;
  • повышенная скорость документооборота;
  • снижение риска подделки документа.

В течении нескольких лет будет осуществлен переходный период, в течении которого пациент сможет выбрать способ оформления больничного листа.

Увеличение МРОТ

В конце 2016 года был принят законопроект, согласно которому в 2017 году ожидается увеличение . Положения закона устанавливают новую величину на отметке 7800 рублей , что на 300 рублей выше нынешней.

В силу закон вступит с 1 июля 2017 года, на его реализацию из бюджета будет задействовано 6,8 миллиарда рублей .

Однако в Правительстве идут обсуждения о возможности повышения минимальной оплаты. Среди предложений:

  1. Уравнение размера МРОТ и прожиточного минимума .
  2. Введение минимальной почасовой оплаты труда.
  3. Самостоятельное установление регионами уровня МРОТ в зависимости от стоимости проживания в конкретном регионе.

В конце мая в Правительство на рассмотрение внесен законопроект о повышении МРОТ до уровня ПМ . Увеличение будет проводиться в 2 этапа - 90% от ПМс 2018 года и 100% с 1 января 2019 года.

Расширена категория получателей пособия по потере кормильца

Согласно внесенному в ноябре законопроекту, детей, родители которых неизвестны, уравняют в правах с детьми-сиротами и имеющими одного из родителей. Данной категории детей будут выплачиваться , которого ранее не производилось по закону, но могло устанавливаться только по решению суда.

Относительно необходимых средств на реализацию пояснила Валентина Матвиенко. По ее словам, требуемая сумма в размере 112 миллионов рублей может быть выделена из бюджета Пенсионного Фонда.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Повышение пенсионных пособий в соответствии с действующим законодательством может произойти уже в феврале будущего года, а доиндексация выплат в текущем году состоится на 5,4%.
  2. Был принят законопроект о пересмотре порядка выплат пособия по безработице и увеличение суммы перечисления.
  3. Дети, родители которых не установлены, будут получать пособие по потере кормильца.
  4. Детские пособия в 2017 году на покупку лекарств и медицинских спецсредств могут составить 800 рублей. Оплата будет осуществляться ежемесячно в установленном размере.
  5. В 2017 году предполагается индексация пособий и зарплат работников бюджетных предприятий , однако, окончательное решение о том повысят ли зарплаты, не принято.
  6. С 1 июля будет повышен размер МРОТ до 7800 рублей .
  7. Минтруда поставил для регионов задачу, согласно которой каждый сотрудник центров занятости обязан за год трудоустроить не менее 77 граждан.
  8. Поддержка малоимущих граждан станет адресной и увеличится в размерах.

Вот и наступил новый расчетный период. В статье расскажем, на что необходимо обратить внимание при расчете пособий с 01.01.2017, какие показатели для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком изменились и каковы максимальные размеры пособий в 2017 году.

Напомним, что расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255‑ФЗ);
  • Федерального закона от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Федеральный закон № 81‑ФЗ);
  • Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (далее - Положение № 375).
Порядок расчета пособий в 2017 году остался прежним, а вот показатели, которые необходимо применять, претерпели изменения. Итак, с 01.01.2017 изменились следующие показатели:
  1. расчетный период;
  2. предельная сумма выплат;
  3. количество календарных дней в расчетном периоде;
  4. максимальный средний дневной заработок;
  5. максимальный размер пособий.
Рассмотрим каждый из них подробнее.

Расчетный период

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. Таким образом, если страховой случай наступил в 2017 году, расчетным периодом будут 2015 и 2016 годы.

При этом стоит помнить о том, что если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из названных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком, то соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (п. 11 Положения № 375).

Обратите внимание:

Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком. Такие разъяснения представлены в письмах ФСС РФ от 30.11.2015 № 02‑09‑11/15‑23247, Минтруда РФ от 09.12.2015 № 17-1/ООГ-1755.

С учетом приведенных положений законодательства и разъяснений сотрудников ФСС можно сделать следующие выводы. Если страховой случай наступил в 2017 году, но при этом застрахованное лицо:

  1. находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком в 2015 - 2016 годах, эти годы могут быть заменены только на 2013 - 2014 годы;
  2. полностью (в 2014 и 2015 годах) и частично (в 2016 и 2013 годах) находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в названных отпусках, то есть на 2011 и 2012 годы. Либо в расчет может быть взят заработок за 2016 и 2013 годы, при этом из числа календарных дней в расчетном периоде (730 или 731, если год был високосным) для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком исключаются периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в отдельных случаях - периоды освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на нее не начислялись страховые взносы (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ);
  3. находилось в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком с ноября 2012 года по июль 2017 года, а до ноября 2012 года частично работало, расчетный период по заявлению застрахованного лица может быть сдвинут на 2010 и 2011 годы либо в расчет может быть взят заработок за 2012 год (где застрахованное лицо частично работало) и 2011 год исходя из того, при каком варианте размер пособия будет больше;
  4. в 2016, 2015 годах находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, в 2014 году работало, а в 2013 и 2012 годах также находилось в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком, расчетный период по заявлению застрахованного лица может быть сдвинут на 2014 и 2011 годы.
К сведению:

Замена лет расчетного периода, в случае если годы (год) расчетного периода состоят (состоит) из исключаемых периодов, - право застрахованного лица, а не обязанность. Кроме того, замена лет расчетного периода производится только при условии увеличения размера пособия.

Предельная сумма заработка для расчета пособий

Как уже было сказано, пособия исчисляются исходя из среднего заработка. При этом согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом № 212‑ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года). При этом данный средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную по правилам Федерального закона № 212‑ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) нормам законодательства РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС (ч. 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ).

Таким образом, если временная нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком наступили в 2017 году, в расчетный период будут включаться 2015 и 2016 годы. В связи с этим максимальная сумма заработка, учитываемая при расчете вышеуказанных пособий, составит 1 388 000 руб. (670 000 + 718 000), где:

К сведению:

01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1255 , в котором сказано, что предельная величина базы для исчисления страховых взносов в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица составляет сумму, не превышающую 755 000 руб.

Количество календарных дней в расчетном периоде

Пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 этой статьи, на 730. Значит, при расчете данного пособия количество дней в расчетном периоде всегда одинаковое и равно 730.

Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления названных пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 этой статьи, на число календарных дней в данном периоде, за исключением календарных дней, приходящихся:

  • на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
  • на период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС согласно Федеральному закону № 212‑ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) нормам законодательства РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
В силу приведенных положений законодательства и с учетом особенности високосного года, который составляет 366 календарных дней, при расчете указанных пособий расчетный период может составлять:
  • 730 календарных дней;
  • 731 календарный день в случае, если один год расчетного периода является високосным;
  • 732 календарных дня при замене календарных годов (календарного года), предусмотренных законодательством, на високосный год (високосные годы).

Максимальный средний дневной заработок

Частью 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено: средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный в соответствии с ч. 3.1 этой статьи, не может превышать величину, рассчитываемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных по правилам Федерального закона № 212‑ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) нормам законодательства РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

Таким образом, максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий в 2017 году составит 1 901,37 руб. (1 388 000 руб. / 730 кал. дн.).

Максимальный размер пособий

Пособие по беременности и родам. Частью 1 ст. 10 Федерального закона № 255‑ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов. При этом данное пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка (ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 255‑ФЗ).

Следовательно, максимальный размер пособия по беременности и родам в 2017 году составит:

  • при нормальных родах - 266 191,80 руб. (1 901,37 руб. x 140 кал. дн. x 100%);
  • при многоплодной беременности - 368 865,78 руб. (1 901,37 руб. x 194 кал. дн. x 100%);
  • при осложненных родах - 296 613,72 руб. (1 901,37 руб. x 156 кал. дн. x 100%).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона № 255‑ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, предусмотренного Федеральным законом № 81‑ФЗ. Средний заработок для исчисления данного пособия определяется путем умножения среднего дневного заработка, устанавливаемого в соответствии с ч. 3.1 и 3.2 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ, на 30,4 (ч. 5.1 настоящей статьи). Следовательно, максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году будет равен 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. x 30,4 x 40%).

К сведению:

Индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которая должна быть проведена на основании ст. 4.2 Федерального закона № 81‑ФЗ, с 1 января 2017 года не было, поскольку законодатели не предусмотрели коэффициент такой индексации. Однако данное пособие должно быть проиндексировано с 1 февраля 2017 года с учетом индекса потребительских цен за 2016 год. В связи с этим с 1 января по 1 февраля 2017 года пособия следует выплачивать в тех же размерах, что и в 2016 году. Напомним, что с 1 февраля 2016 года (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 № 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций») минимальные размеры ежемесячных пособий по уходу за ребенком составляют:

  • пособия по уходу за первым ребенком - 2 908,62 руб.;
  • пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми - 5 817,24 руб.
Однако Федеральным законом № 164‑ФЗ с 1 июля 2016 года МРОТ увеличен до 7 500 руб. В связи с этим в тех случаях, когда средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за два года, предшествующих году наступления страхового случая, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, средний заработок для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком принимается равным МРОТ (то есть 7 500 руб.). МРОТ применяется при расчете пособий по страховым случаям, наступившим с 01.07.2016. Перерасчет пособий по страховым случаям, наступившим до 01.07.2016 и продолжающимся после указанной даты, в связи с изменением МРОТ не производится.

Значит, с 01.07.2016 ситуация изменилась. С этой даты МРОТ равен 7 500 руб., следовательно, пособие по уходу за первым ребенком не может быть меньше 3 000 руб. (7 500 руб. x 40%). Соответственно, с 01.07.2016 в связи с повышением МРОТ увеличен и минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком. Теперь он составляет 3 000 руб. При этом размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми остался прежним - 5 817,24 руб.

Выплата пособий, рассчитываемых исходя из МРОТ

В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, если:
  • застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 данной статьи, не имело заработка;
  • средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
Аналогичная норма закреплена в п. 11(1) Положения № 375. Кроме того, п. 20 данного положения установлен еще один случай, при котором пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, предусмотренный федеральным законом, - если застрахованное лицо имеет страховой стаж менее шести месяцев.

С 01.07.2016 МРОТ установлен в сумме 7 500 руб. (Федеральный закон № 164‑ФЗ). Таким образом, минимальный средний дневной заработок для расчета пособий исходя из МРОТ равен 246,57 руб. (7 500 руб. x 24 мес. / 730 кал. дн.).

В заключение еще раз обратим ваше внимание на основные изменения, которые необходимо учитывать при расчете пособий в 2017 году:

  • расчетный период - с 01.01.2015 по 31.12.2016;
  • максимальная сумма заработка для расчета пособий составляет 1 388 000 руб.;
  • максимальная величина среднего дневного заработка для расчета пособий равна 1 901,37 руб.;
  • минимальный средний дневной заработок для расчета пособий исходя из МРОТ - 246,57 руб.
Кроме того, помните, что при расчете пособия по временной нетрудоспособности количество дней в расчетном периоде всегда одинаковое - 730. При расчете пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком количество календарных дней определяется следующим образом: из фактического количества календарных дней в расчетном периоде вычитается количество исключаемых
из него дней. В связи с этим количество фактических дней может быть равно 730, 731 или 732 в зависимости от того, был ли (были ли) в расчетном периоде високосный год (високосные годы).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Постановление Правительства РФ от 04.12.2014 № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 г.».

Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2016 г.».

Постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2017 г.».

В 2017 году суммы денежных выплат, компенсаций и пособий выросли на 5,4%. Постановление Правительства об их увеличении вступило в действие 01.02.2017. Причина повышения сумм выплат - инфляция, снизившая реальные доходы россиян в 2016 году. Постановление, правда, никак не влияет на индексацию материнского капитала. Его размеры будут неизменными до 2020 года - именно столько действует закон о заморозке.

Региональные власти не отстают от Правительства - они также используют систему льгот и дополнительных денежных выплат семьям с детьми. Подход в каждом российском регионе отличается, что и формирует размеры детских пособий и компенсаций.

Таблица пособий на детей в 2017 году

На размеры детских пособий влияют несколько факторов:

  • разный уровень жизни в регионах;
  • отличие в стоимости потребительской корзины;
  • разная социальная политика региональных властей.

Название пособия,
выплаты или компенсации

Размер пособий с 1 февраля 2017 г.

Примечание

Декретное пособие (единовременное)

Полный размер среднего заработка за все дни отпуска по беременности и родам, из расчета по МРОТ (7500 рублей до 1 июля 2017 г.) или в минимальном фиксированном размере 613,14 рублей в месяц

Пособие выплачивается работодателем.

Размер по МРОТ: 34520,55 рублей

Максимальная сумма выплаты:

265827,63 рублей при отпуске в 140 дней;

296207,93 рублей за 156 дней;

368361,15 рублей за 194 дня.

Беременным женщинам, вставшим на учет на ранних сроках (единовременное)

613,14 рублей

Выплачивается будущим мамам, вставшим на учет в женскую консультацию не позднее 12-й недели беременности.

За пособием необходимо обратиться не позднее, чем через 6 месяцев после родов

При рождении ребенка (единовременное)

16 350,33 рублей

Выплачивается по месту работы. Неработающим выплачивает УСЗН.

Для получения необходимо обращаться по месту выплат не позднее 6 месяцев после родов.

Материнский капитал (семейная субсидия)

453026 рублей
(не индексируется в 2017 году)

Предоставляется государственным Пенсионным фондом после рождения и усыновления второго и следующих детей. Выдается в виде сертификата, потратить можно в безналичной форме.

Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (ежемесячное)

В размере 40% от среднемесячного заработка матери на одного ребенка или в минимальном размере

Выплачивается по месту работы. Неработающим выплачивает УСЗН в минимальном размере:

3065,69 рублей на первого ребенка;

6131,37 рублей — на второго и последующих.

Максимальная сумму пособия для работающих на одного ребенка — 23120,66 рублей

Необходимо обратиться за пособием не позднее 6 месяцев со момента достижения ребенком возраста полутора лет.

Компенсация находящимся в отпуске по уходу за ребенком (ежемесячная)

50 рублей или выше

Предоставляется лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, по месту работы.

Выплата многодетным на третьего ребенка до 3 лет (ежемесячная)

Установленный в 2017 году региональный прожиточный минимум для ребенка

Выплачивается семьям, получившим статус многодетных, после рождении третьего ребенка, если среднедушевой доход семьи ниже установленного в регионе.

Ежемесячное пособие на ребенка

Размер «детских» выплат устанавливается нормативными актами регионов

Устанавливается в регионах самостоятельно на основании общих требований Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву(единовременное)

25892,45 рублей

Право на получение пособия дается после срока беременности в 180 дней, если на этот момент муж проходит срочную военную службу.

На ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (ежемесячное)

11096,76 рублей в месяц

Предоставляется на ребенка до 3-х лет с его рождения до увольнения отца ребенка со срочной службы.

Пособие по потере кормильца детям военнослужащих (ежемесячное)

2231,85 рублей в месяц

Выплачивается в УСЗН по месту жительства (для детей солдат срочной службы) или в пенсионных органах Министерства обороны (для детей контрактников) до наступления совершеннолетия (до 23 лет при обучении по очной форме).

16350,33 рублей

Работающим выплачивают работодатели. Неработающим — УСЗН.

Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью: усыновление, приемная семья, опека и попечительство (единовременное)

124929,83 рублей

При усыновлении ребенка-инвалида или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами выдается на каждого ребенка.

Коэффициенты, которые повышают размер пособий и компенсаций

Трудовой кодекс РФ гарантирует повышенный коэффициент при выплате заработной платы гражданам, которые работают в регионах с трудным климатом. Также коэффициент используется при расчете суммы соцcтрахования, если по месту работы она за отчетный период не была учтена.

По закону № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года районные коэффициенты к зарплате, которые были установлены в отдельных регионах Российской Федерации, до сегодняшнего дня используются при расчете размера социальных выплат работникам с детьми, в следующих случаях:

  • выплата пособий, установленных на очередной год в фиксированной сумме, а также в действующем минимальном или максимальном размере;
  • расчет пособий социального страхования при условии, что во время выплаты заработной платы за расчетный период они не были учтены по месту работы.

Однако с 2015 года активно обсуждается вопрос отмены всех используемых региональных коэффициентов. В Правительстве считают их пережитком прошлого. Вот что по этому вопросу думает Максим Топилин, министр труда и соцзащиты:

«Ситуация в экономике кардинально изменилась. В данный момент повышенный коэффициент лишь причиняет ненужные проблемы бухгалтерам работодателей. Стоит понимать, что система начисления выплат сильно изменилась со времен СССР. Именно поэтому «северная надбавка» - это всего лишь оставшаяся ненужная формальность».

На данный момент пока сложно спрогнозировать, какое развитие примет рассмотрение этого вопроса в Госдуме.

Размеры детских пособий из Фонда Социального Страхования

Российская система соцстрахования гарантирует детские пособия женщинам в связи с материнством и по причине временной нетрудоспособности. Какие и чего зависят размеры детских пособий из Фонда Социального Страхования?

Их точная сумма зависит от среднего дохода, из которого производились финансовые отчисления в страховой фонд.

Компенсация по родам и беременности

Ее сумма равна доходу женщины за 2 предыдущих года. В 2017 году минимальный размер выплаты составляет 34520,55, максимальная сумма - 265827,63. Длительность больничного отпуска по состоянию на нынешний год - 140 дней.

Пособие по беременности и родам

Единоразовая помощь при рождении ребенка составляет 16350,33 рубля. Такая сумму выплачивается одному из родителей, либо заменяющему его лицу. Она начисляется как работающим - в форме обязательного соцстрахования, так и неработающим гражданам в форме государственного соцобеспечения.

Для назначения единоразовой выплаты при рождении ребенка одному из родителей нужно подать документы на предоставление пособия не позже, чем по прошествии полугода с момента рождения ребенка. Если рождается двойня или тройня, выплата предоставляется на каждого ребенка.

Пособие по уходу за ребенком до полутора лет

Выплачивается ежемесячно до достижения ребенком возраста полутора лет. Точная сумма компенсации зависит от количества в семье детей. Если ребенок один, выплата равна 40% от ежемесячной зарплаты женщины. Если два - 80%, если три и более - 100%, что является предельным показателем. Размер денежных выплат на каждого ребенка - не более 23120,66.

Остальные компенсации, выплачиваемые по месту работы и связанные с рождением ребенка, начисляются в установленном размере.

Дополнительное начисление к пособию по родам и беременности

Выплачивается женщинам, которые были оформлены на учет в женской консультации на сроке беременности до двенадцати недель. Данная выплата предоставляется работодателем при выходе женщины в декрет, (вместе с декретным пособием по беременности и родам), по месту учебы, либо в службе соцзащиты населения по месту проживания.

Детские выплаты и пособия, а также прожиточный минимум в 2017 году

Суммы выплат, которые устанавливаются как федеральными властями, так и региональными, напрямую зависят от прожиточного минимума на ребенка. При этом учитывается как средний показатель по РФ, так и отдельный для каждого региона.

Сегодня остается актуальным прожиточный минимум, установленный 01.12.2016. Согласно постановлению Правительства, минимум для взрослого человека - 9889 рублей, для ребенка - 9668.

Можно сделать определенные выводы, оценив суммы детских выплат, указанные в таблице выше, и размер прожиточного минимума. Вот некоторые из них:

  • Пособие при рождении ребенка, выплаты по уходу за ним до 1,5 лет, а также материнский капитал - значительная и ощутимая помощь для семейного бюджета. Эти суммы действительно помогают родителям содержать и воспитывать детей на первых порах их жизни.
  • Многодетным семьям с детьми до 3 лет полагается ежемесячное пособие. Оно выплачивается из регионального бюджета и соответствует прожиточному минимуму на каждого ребенка. Получать компенсацию имеют право малообеспеченные семьи.
  • Есть в списке пособий и совсем незначительные выплаты, которые не приносят семьям практически никакой пользы. Речь идет о ежемесячных выплатах на ребенка, а также помощи женщинам, оформленным на учет в консультацию на ранних сроках беременности. В этом контексте нельзя не вспомнить также компенсацию родителям, находящимся в отпуске по уходу за детьми. Ее размер составляет всего 50 рублей в месяц.

Даже учитывая некоторые негативные моменты, можно отметить, что за последние десять лет поддержка государством семей с детьми стала более значительной. А если сравнивать текущее положение с 90-ыми годами, разница просто колоссальная.

Материнский капитал за второго ребенка в 2017 году

В нынешнем году система начисления пособий за второго ребенка была изменена. Все так же эти выплаты имеют три основных назначения:

  • Жилье. Использовать начисленные деньги можно будет не только для оплаты первого взноса, но и процентов по ипотеке.
  • Обучение ребенка. Для полученного капитала можно создать отдельный счет в банке, деньги из которого в будущем используются для оплаты обучения. Некоторые СМИ утверждают, что будут доступны и зарубежные учебные заведения.
  • Пенсия. Выплаты можно накапливать на банковском счету матери. Впоследствии этот капитал будет использован как помощь родителям по достижении ими пенсионного возраста.

В нынешнем году этот список пополнился еще одним пунктом - содержание больного ребенка. Начисленные средства можно будет тратить на покупку лекарств, проведение процедур и реабилитационных мероприятий для ребенка-инвалида.

В планах также ввести еще один вариант целевой траты полученных средств. Речь идет о покупке нового автомобиля. Воплотив такую инициативу в жизнь, ее создатели рассчитывают добиться двух целей. Первая - помощь в приобретении транспортного средства молодыми семьями. Вторая - помощь отечественному автопроизводителю.

Главное же изменение затрагивает саму суть материнского капитала. С 2017 года получателем денег является вся семья. Теперь подать заявку на получение средств может и отец. Отметим, что сам второй ребенок также может получить полноценное право на выплаты. Подобное случается, если мать и отец были лишены родительских прав.

Сумма выплат за второго ребенка

В нынешнем году материнский капитал за второго ребенка составляет 453026 рублей. Эта цифра может вырасти в ближайшие годы. Позиция Государственной Думы такова: суммы выплат будут повышены, когда бюджет стабилизируется, а его доходная часть увеличится. Некоторую часть денег за второго ребенка можно снять наличными. Она составляет 20 тысяч рублей. Эту денежную сумму можно потратить на текущие основные нужды малыша: кроватку, памперсы, одежду, лекарства и прочее.

У регионов также имеются собственные программы поддержки семей. Деньги, полученные благодаря им, чаще всего можно расходовать на свое усмотрение, без целевых трат.

Индексация детских пособий

В 2008 году российским Правительством была установлена процедура индексации всех детских пособий. При пересчете сумм выплат учитывался прогнозный уровень инфляции в государстве, который определялся в бюджете на каждый финансовый год. Индексация позволяла полностью или частично избежать снижения значимости пособий для семей, учитывая ежегодное повышение цен на товары и услуги.

Подобный вариант индексации имеет один большой недостаток: фактическая инфляция всегда превышает уровень прогнозной. При этом фактической инфляцией мы считаем показатель, определенный Росстатом, который, как правило, занижен.

В качестве примера возьмем 2015 год. Материнский капитал и суммы выплат на ребенка после индексации выросли на 5,5%. Год закончился с показателем инфляции 12,9%. Таким образом, реальная покупательная способность по этим пособиям всего лишь за один год снизилась на 7%.

Согласно действующим законам Российской Федерации, доиндексация выплат осуществляется лишь при пересмотре параметров главного бюджета страны. Подобная процедура проводится крайне редко и только в случае серьезного финансового кризиса.

Более того, пересмотр параметров бюджета - это не гарантия проведения доиндексации. В 2015 году Правительством была принята новая редакция закона о бюджете. В документе фигурировал показатель инфляции 12,2%. Такая цифра отражала реальное положение дел в стране, чего нельзя сказать о прежнем показателе - 5,5%. Однако в том же году был принят закон о приостановке индексаций пособий на ребенка и материнский капитал.

В качестве компенсации с 2016 года изменился порядок пересчета сумм выплат. Как и для пенсий, индексация для пособий по ребенку, согласно закону, осуществляется с учетом фактической инфляции в государстве, а не прогнозной. В каждом году индексация должна проводиться с учетом инфляции предыдущего финансового года.

Антон Силуанов, глава Министерства финансов, сказал по этому поводу следующее: «Экономическая ситуация в стране ухудшилась. Индексацию пособий с учетом прогнозной инфляции необходимо убрать».

Не обошлось без радикальных предложений. В Государственной Думе звучат идеи вообще отойти от практики индексации выплат на инфляцию. Взамен предлагается проводить пересчет всех пособий и компенсаций исключительно на усмотрение Правительства. При этом не действуют никакие «привязки». Конкретные суммы пособий и компенсаций зависят от бюджетных резервов государства.

Статьи по теме: