Правовой режим иностранных инвестиций в рф. Международно-правовой режим прямых иностранных инвестиций. Равноправие иностранных и российских инвесторов

В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

§1. Понятие иностранных инвестиций и способы их осуществления в России. Гарантии и льготы иностранным инвесторам.

§2. Правовой статус коммерческой организации с иностранными инвестициями.

§ 3. Международные механизмы защиты прав иностранных инвесторов и разрешения инвестиционных споров.

§ 4. Правовой режим соглашений о разделе продукции.

§ .5 Правовой режим свободных (особых) экономических и оффшорных зон.

Понятие иностранных инвестиций

И способы их осуществления в России.

Общие положения

Государства, заинтересованные в привлечении иностранного капитала, принимают специальное законодательство об иностранных инвестициях, цель которого - предоставление иностранным инвес­торам гарантий и льгот.

Такое законодательство имеют Россия, Китай (на долю которого приходится четвертая часть всех иностранных инвестиций), страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки, неко­торые страны Африки. В высокоразвитых странах, таких как США или Япония, отсутствует специальное законодательство об иностран­ных инвестициях - в таких странах для отечественных и иностран­ных инвесторов действует национальный режим.

Между государствами заключаются также международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, цель которых состоит в предоставлении международно-правовых гаран­тий инвесторам из соответствующей страны (гарантии выплаты компенсации при национализации, справедливого разрешения спора и др.). Россия заключила уже более 50 таких соглашений со всеми развитыми государствами, такими как Великобритания, США, стра­ны ЕС, то есть со странами-инвесторами, от которых Россия ждет капиталовложений.

В области регулирования иностранных инвестиций определяю­щую роль играет не коллизионный, а материально-правовой метод регулирования.

В России создана и функционирует система государственных ор­ганов, занимающихся поддержкой иностранных инвестиций. Так, на общефедеральном уровне при Министерстве экономического развития и торговли России создан специализированный орган - Государствен­ное инвестиционное агентство, целью которого является выполнение функции «одного окна» для иностранных инвесторов (формирование базы данных инвестиционных проектов и их сопровождение, юри­дическое обслуживание и регистрация, составление бизнес-планов, подбор потенциальных партнеров и т.д.).

Поддержкой частных инвестиций занимаются международные организации - Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, которые в соответ­ствии со своими уставами либо сами предоставляют кредиты, напри­мер на техническое перевооружение, и в этом случае выступают в качестве инвесторов, либо дают гарантии иностранным инвесто­рам, которые вкладывают свои средства в российские предприятия. На поддержку инвесторов направлена также деятельность таких орга­низаций, как Американская торговая палата в России, Союз немец­кой экономики.


9 июля 1999 г. в России был принят новый ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (действует в ред. ФЗ от 8 де­кабря 2003 г.), с момента вступления в силу которого утратил дейст­вие прежний Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. Практика рассмотрения инвестиционных споров обобщена в инфор­мационном письме Президиума ВАС РФ от 18 января 2001 г. № 58 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связан­ных с защитой иностранных инвесторов».

Определение иностранного инвестора и иностранных инве­стиций. В соответствии с ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранными инвесторами признаются: 1) иностранные юриди­ческие лица, а также иностранные организации, не являющиеся юри­дическими лицами; 2) иностранные граждане, а также постоянно проживающие за пределами РФ лица без гражданства; 3) междуна­родные организации и иностранные государства.

Иностранная инвестиция - это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Россий­ской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, интеллектуальной собственности, а также услуг и информации. Однако по смыслу Закона не всякое вложение иност­ранного капитала (иностранная инвестиция) должно пользоваться одинаковой государственной поддержкой. Поэтому дополнительно к понятию «иностранная инвестиция» Закон выделяет категории «прямая иностранная инвестиция», «инвестиционный проект», «при­оритетный инвестиционный проект».

Следует оговориться, что понятие «инвестиция» не является чисто цивилистическим, несет в себе также публично-правовой характер. Определяя в соответствии с международным соглашением или на основе своего внутреннего законодательства некоторую деятельность в качестве инвестиционной, государство распространяет на нее ряд льгот (налого­вых, таможенных, регистрационных) в целях привлечения капитала в экономику страны. В науке, однако, имеется аргументированная пози­ция, согласно которой инвестиционные отношения реализуются в рам­ках как абсолютных, так и относительных отношений. С нашей точки зрения (если не вмешиваться в содержательную часть дискуссии о воз­можности признания инвестиционных отношений самостоятельным видом гражданско-правовых отношений), положения международных до­говоров о защите инвестиций предоставляют гарантии собственникам (иностранным инвесторам) от неправомерного изъятия этой собствен­ности государством. Потому в этой части данные соглашения регулиру­ют гражданские (гражданско-правовые) отношения .

Прямой иностранной инвестицией признается: 1) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном (складоч­ном) капитале российского хозяйственного товарищества или обще­ства; 2) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; 3) ввоз на территорию РФ оборудования (указанного в разд. XVI и XVII ТН ВЭД СНГ) таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб. (рубли берут­ся по курсу на дату принятия Закона) по договору лизинга, в котором иностранный инвестор выступает в качестве арендодателя. Заметим, что речь идет именно о приобретении 10% доли, а не просто акций российского предприятия: иностранный инвестор должен войти в состав участников коммерческой организации, что связано с необ­ходимостью внесения изменений в учредительные документы орга­низации и их регистрацию.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» предоставляет гарантию в основном прямым инвестициям. В то же время такие проекты, как строительство крупных объектов, покупка предприятия (как имущест­венного комплекса), займы российским компаниям, не относятся к прямым инвестициям, и на них не распространяются все гарантии и льготы по этому Закону, что не способствует привлечению капи­таловложений в экономику страны.

Инвестиционный проект - это обоснование экономической це­лесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностран­ной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию. Закон выделяет также категорию «приоритетный инвестиционный проект », к которой относятся: 1) проекты, суммарный объем иностранных инвестиций в которые составляет не менее 1 млрд. руб. (при­мерно 41 млн. долл.); 2) проекты, в которых минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале предпри­ятия составляет не менее 100 млн. руб. (примерно 410 тыс. долл.). Такие проекты подлежат регистрации в «федеральном органе испол­нительной власти, ответственном за координацию привлечения пря­мых иностранных инвестиций в экономику РФ».

Способы осуществления иностранных инвестиций в России. Можно выделить четыре главных направления в привлечении иностранных инвестиций в Россию.

1. Вложение иностранного капитала в уже существующие рос­сийские организации путемприобретения иностранными инвестора­ми доли (долей) в уставном капитале уже созданного российского юридического лица. В частности, большинство положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» фактически призывают ино­странных инвесторов вкладывать средства в уставные (складочные) капиталы российских хозяйственных обществ и товариществ. Тех­ническое перевооружение российских организаций можно произво­дить также с помощью развития международного лизинга , когда иностранная лизинговая компания (инвестор) покупает необходимое оборудование по заказу российской организации и передает это оборудование российской организации в аренду. Лизинговые сделки на сумму более 1 млн. руб. прямо отнесены законодательством Рос­сии к прямым иностранным инвестициям, и на них распространены гарантии и льготы.

2. Создание новых хозяйственных обществ или товариществ с участием иностранного капитала. Как показывает практика, ин­весторы создают организации либо в форме ЗАО, либо в форме ООО. Например, при создании ЗАО инвестор ввозит в Россию оборудова­ние в качестве оплаты за акции при их первичном размещении.

3. Создание иностранными фирмами в России своих филиалов и представительств и внесение имущества в основные фонды таких структур.

Организации с участием иностранного капитала, или, по термино­логии нового Закона, «коммерческие организации с иностранными инвестициями», создаются в форме российских юридических лиц -хозяйственных обществ или товариществ. Ранее использовалась такая категория, как «совместное предприятие» (СП), причем преж­нее законодательство рассматривало СП как специфическое юриди­ческое лицо. Институт СП прекратил свое существование с момента принятия части первой Гражданского кодекса.

4. Финансирование иностранными инвесторами конкретных проектов, например строительство зданий и сооружений в России, покупка предприятий, пакетов акций российских компаний (если речь не идет о первичном размещении), предоставление российским орга­низациям займов, в том числе целевых. Однако согласно Закону такое финансирование не подпадает под определение прямой инвестиции.

Гарантии и льготы иностранным инвесторам

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим деятельности российских инвесторов. Более того, иностранные инвесторы пользуются спе­циальными гарантиями по Закону «Об иностранных инвестициях». Все иностранные инвесторы, независимо от того, осуществляют ли они прямые или иные инвестиции, имеют следующие гарантии (фак­тически под гарантиями имеются в виду права):

Право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов;

Право уступить свои требования другому лицу и перевести долг на другое лицо (прежде всего имеется в виду переход прав инвестора к его государству в связи с заключенным между ними договором страхования инвестиций);

Право на компенсацию при национализации и реквизиции иму­щества;

Право на надлежащее разрешение спора в суде или арбитраже;

Право на свободный перевод за границу доходов от инвестицион­ной деятельности и на беспрепятственный вывоз за пределы России ранее ввезенного в качестве инвестиции имущества и информации;

Право на приобретение ценных бумаг, прав на земельные участ­ки, природные ресурсы, недвижимое имущество в соответствии с рос­сийским законодательством;

Право на участие в приватизации.

Как видим, многие из вышеперечисленных гарантий (прав) носят общий характер для российских и иностранных инвесторов и были закреплены общегражданским законодательством РФ еще до приня­тия Закона.

Лишь те иностранные инвесторы, которые реализуют приоритет­ные инвестиционные проекты, пользуются: 1) таможенными льгота­ми в соответствии с таможенным и налоговым законодательством РФ; 2) гарантиями от неблагоприятного изменения законодательства.

Таможенные льготы заключаются в освобождении имущества, ввозимого в Россию в качестве инвестиции, от таможенных платежей и НДС при условии, что товары: 1) не являются подакцизными; 2) относятся к основным производственным фондам; 3) ввозятся в сро­ки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Такие товары ввозятся в режиме условного выпуска, то есть льготы будут аннулированы, если товары не будут использоваться в качестве вклада в уставный капитал (напри­мер, будут проданы).

Согласно ст. 149, 150 НК РФ технологическое оборудование и де­нежные вклады, ввозимые иностранным инвестором в РФ в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций, освобождаются от уплаты НДС. Заметим, однако, что ни в постановлении Правитель­ства РФ № 883, ни в НК РФ предоставление льгот не связывается с «приоритетными инвестиционными проектами».

Гарантия от неблагоприятного изменения законодательства (так называемая стабилизационная, или «дедушкина оговорка » - grandfather"s clause ) состоит в том, что в случае, если принимаются нормативные акты РФ, которые приводят к увеличению налогов и таможенных платежей, устанавливают запреты деятельности иност­ранного инвестора, чем ухудшают его положение по сравнению с тем, которое существовало на дату начала финансирования инвестицион­ного проекта, такие нормативные акты не применяются к инвестору в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет с начала финансирования проекта. «Дедушкина оговорка» не применяется, если изменения в законодательство вносятся в целях защиты консти­туционного строя, здоровья, нравственности, прав других лиц, обо­роны и безопасности государства.

В случае неисполнения иностранным инвестором своих обяза­тельств по реализации приоритетных инвестиционных проектов он лишается льгот, предоставленных ему «дедушкиной оговоркой», а сумма денежных средств, не уплаченных в результате действия ого­ворки, подлежит возврату в бюджет. Однако возможны проблемы с реализацией положения Закона о «дедушкиной оговорке», так как согласно НК РФ любой вопрос налогообложения регулируется ис­ключительно законодательством о налогах и сборах.

Правовой режим иностранных инвестиций в нашей стране определен Федеральным законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Субъекты РФ также вправе принимать законы и другие нормативные акты по вопросам регулирования иностранных инвестиций в соответствующей части.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Иностранный инвестор имеет право: осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством; передавать свои права и обязанности другому лицу; свободно использовать доходы и прибыль на территории РФ для реинвестирования и беспрепятственно переводить за пределы России доходы, прибыль и другие правомерно полученные денежные суммы в иностранной валюте; беспрепятственно вывозить имущество и информацию, ввезенные ранее в качестве иностранных инвестиций; приобретать акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги; участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ, не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.

Имущество иностранного инвестора не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции (за исключениями, предусмотренными законом). Принятые во время реализации инвестиционного проекта нормативные акты, которые ухудшают правовой режим для иностранных инвестиций в России, не применяются в отношении иностранного инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала проекта.

Споры иностранного инвестора, возникшие в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности в России, разрешаются в соответствии с международными договорами и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).

При осуществлении приоритетных инвестиционных проектов иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями могут быть предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Субъекты РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору дополнительные льготы и гарантии.

Применительно к инвестициям в форме капитальных вложений действует Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Субъектами этих правоотношений являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Отношения между ними регулируются на основе договора и (или) государственного контракта. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат экспертизе в соответствии с законодательством РФ.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусмотрено в следующих формах: разработка и финансирование инвестиционных проектов; формирование перечня объектов для государственных нужд; проведение экспертизы инвестиционных проектов; разработка правил; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; предоставление концессий инвесторам по итогам торгов.

Сфера обращения ценных бумаг регулируется в России Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Организаторами торговли на этом рынке выступают фондовые биржи в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников определяются правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Фондовая биржа осуществляет постоянный контроль за совершаемыми на фондовой бирже сделками. Участники торгов обязаны предоставлять фондовой бирже по ее требованию информацию, необходимую для осуществления такого контроля. Государственная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по заявлению эмитента.

Российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами России только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2019 году подробнее.

Что такое иностранные инвестиции

Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

Кто такой иностранный инвестор

Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

  • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
  • право- и дееспособным гражданином другого государства;
  • право- и дееспособным апатридом;
  • международной организацией;
  • другим государством.

Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

  • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
  • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
  • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
  • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

  • компании с иностранными инвестициями;
  • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
  • инвестиции в форме договоров.

Рассмотрим каждую из них подробнее.

Компании с зарубежными вкладчиками

Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

Представительства и филиалы

Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

Инвестиции в форме договоров

Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

  1. Иметь долгосрочный характер.
  2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
  3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
  4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

  • договор о привлечении инвестиций;
  • договор коммерческой концессии;
  • договор простого товарищества;
  • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
  • договор финансовой аренды;
  • соглашение о разделе продукции.

Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

Применение национального законодательства

Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

Равноправие иностранных и российских инвесторов

Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

Международная нормативная база об инвестициях

Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

Международные договоры в рамках СНГ

Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

  • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
  • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Государственные гарантии иностранным инвесторам

Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

  • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
  • обладание правосубъектностью на территории РФ;
  • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
  • объективное правосудие;
  • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
  • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
  • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
  • получение льгот.

Правительственные органы, контролирующие инвестиции

В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

  1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
  2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
  3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
  4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

Зачем России иностранные инвестиции: Видео

― понятие и виды иностранных инвестиций;

― статус иностранных инвесторов;

― гарантии для иностранных инвестиций.

понятие и виды иностранных инвестиций;

Понятие инвестиций является ключевым в инвестиционном праве, поскольку любое судебное разбирательство начинается с определения, является ли конкретное вложение инвестицией или нет. Где мы можем найти понятие инвестиций? В национальном законодательстве или в международных договорах (двусторонних – BIT; многосторонних – MIT).

Обычно под инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства в целях извлечения прибыли.

Согласно российскому законодательству под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ. По Закону 1999 года не все инвестиции должны пользоваться одинаковой поддержкой. Поэтому помимо собственно термина "инвестиция" есть еще термин "прямая иностранная инвестиция" и термин "приоритетный инвестиционный проект". Согласно закону к приоритетным инвестиционный проектам относятся проекты суммарной стоимостью 1 млрд рублей, где доля иностранного инвестора не менее 100 млн рублей.

Понятие инвестиций везде разнится – оно может быть шире, может быть уже. Наиболее широкое понимание инвестиций встречается, как правило, в двусторонних соглашениях о защите и поощрении капиталовложений. Россия заключила более 50 таких соглашений. Пример из Соглашения России и Японии, заключенного в 1998г.: «под инвестициями понимаются капиталовложения инвесторов одной страны на территории другой» (Т.е видим, что очень широкое определение).

Наиболее часто принято делить инвестиции на

    Прямые – инвестиции, дающие возможность осуществлять контроль над предприятием;

    Портфельные – инвестор путем приобретения активов в форме ценных бумаг(акций, облигаций), не имеет возможности осуществлять управленческий контроль.

статус иностранных инвесторов;

Кто такой Инвестор? Инвестор - тот, кто вкладывает капитал. В инвестиционном праве так же широко разнятся понятия инвестора, как и инвестиций. В качестве иностранных инвесторов законодательство РФ понимает:

1)иностранные юр.лица, иностранные организации, не являющиеся юр.лицами;

2) иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за пределами России, международные организации и иностранные государства;

3) организации, находящиеся под контролем иностранных инвесторов, в том числе созданные на территории РФ.

Многие государства стремятся использовать иностранные ресурсы. Но известны факторы негативного влияния иностранного участия: установление контроля над отечественным производством. В России для преодоления таких негативных явлений особое значение имело принятие ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Данный закон включает в себя перечень из 42 отраслей экономики, где участие иностранных субъектов возможно только с особого разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (КИИ).

Наряду с вопросом о том, является ли конкретное вложение инвестицией очень часто возникает вопрос, а является ли данный инвестор иностранным.

Дело Токио Токелес против Украины. Украинская фирма создала на территории Литвы юрлицо по законодательству Литвы. Новое юрлицо вложило инвестиции в Украину. Возник спор. Украина доказывала: какая же это иностранная инвестиция? Это же наши люди. А между Украиной и Литвой есть договор об иностранных инвестициях. Арбитраж сказал, что инвестор был литовским.

Дело Суфраки . Суфраки был Канадским гражданином и вкладывал инвестиции в ОАЭ. Суфраки обратился в МЦУИС с иском, основываясь не на БИТе между Канадой и ОАЭ, а на договоре между Италией и ОАЭ. В подтверждение своей национальности он представил 2 паспорта, 5 сертификатов национальности и письмо МИДа. ОАЭ доказали, что в 1991 году инвестор сменил итальянское гражданство на канадское, а меры по сохранению итальянского гражданства не предпринял. Арбитраж сказал, что он не удовлетворяет требованиям эффективного гражданства Италии. Поэтому юрисдикцию отклонили.

гарантии для иностранных инвестиций.

В чем состоит специфика законодательства об иностранных инвестициях? Это законодательство должно быть комплексным. Оно должно быть стабильным. Далее, в инвестиционном законодательстве почти нет коллизионных норм (государства стараются регулировать иностранные инвестиции в своей стране самостоятельно). В инвестиционном законодательстве должен быть установлен правовой режим иностранных инвесторов (национальный режим, РНБ, льготный режим (освобождение от налогов, пошлин и др.)). Кроме того, законодательство об иностранных инвестициях связано с установлением ограничений (изъятия из предоставляемого режима) - чаще всего это запрет вложения инвестиций в определенные отрасли или предприятия. Последнее делается, как правило, для защиты отечественных производителей.

Предоставление национального режима – иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, т.е иностранные инвесторы фактически приравниваются к отечественным.

Предоставления режима наибольшего благоприятствования – т.е режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства.

Возможно применение одновременно обоих режимов(Соглашение Японии и России. 1998).

По Закону об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам.

В России действует так называемый нормативно-явочный порядок для инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска не требуется. Исключение – инвестиции в стратегические области – требуется получение лицензии.

Закон об иностранных инвестициях 1999 предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов:

    Гарантию правовой защиты деятельности;

    Гарантию использования иностранным инвестором(ИИ) различных форм осуществления инвестиций;

    Гарантию права ИИ на приобретение ценных бумаг;

    Гарантию участия ИИ в приватизации;

    Гарантию перехода прав и обязанностей ИИ другому лицу;

    Гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций;

    Гарантию права ИИ на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации;

    Гарантию компенсации при национализации и реквизиции имущества ИИ, и т.д (см.закон).

    Гарантия предоставления права на земельные участки – для ИИ существуют определенные ограничения на приобретение земельных участков в собственность: они не могут обладать на праве собственности ЗУ, находящимися на приграничных территориях или особых территориях (где находятся объекты стратегического назначения, военные объекты). Особый режим в отношении права собственности на сельскохозяйственные ЗУ. ИИ не могут иметь право собственности на такие участки6 могут обладать такими участками только на праве аренды.

    Дедушкина оговорка (grandfather) или стабилизационная оговорка- оговорка, согласно которой ИИ предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, действовавшего ранее для него. Но есть ограничения: оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и т.п.

В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим справедливости, прозрачности.

При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и иностранные предприниматели выступают на рынке, за некоторыми исключениями, равноправными субъектами, что не ущемляет интересов иностранных инвесторов. Из этого следует, что "национальный режим" означает такой режим, при котором права иностранцев на территории принимающего государства определяются в основном местными (национальными) законами, а не законами страны происхождения капитала. При этом режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый национальным юридическим лицам (национальному капиталу). Принцип национального режима может предусматривать некоторые исключения и изъятия. Это например требования страны взаимности, то есть выдача разрешений на иностранные инвестиции только в случае, если в стране происхождения этих инвестиций разрешается аналогичная деятельность инвесторов первой страны. Ограничения на деятельность иностранных инвесторов делаются для установления государственного контроля за развитием отдельных отраслей в целях недопущения ослабления конкурентоспособности национальных юридических лиц. В разных странах круг этих отраслей различен, но, как правило, это добывающая и военная промышленность, а также отрасли сферы услуг (банковское и страховое дело). Некоторые из этих отраслей полностью закрыты для иностранных инвестиций, а в отдельные доступ разрешен только после получения специального разрешения.

Многие десятилетия режим наибольшего благоприятствования рассматривается как один из важнейших юридических инструментов нормального осуществления международных торгово-экономических связей. Государства, заинтересованные в равноправном и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве, стремятся строить его на основе взаимности.

Национальный Режим может устанавливаться как двусторонними, так и многосторонними международными договорами. Это, прежде всего, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная (Женевская) конвенция об охране авторских прав 1952 г. суть которых во многом обеспечена именно закреплением принципа Национальный Режим.

Принцип национального режима в отношении внешней торговли услугами закреплен в ст. XVII Генерального соглашения по торговле услугами. Так, в соответствии с указанной статьей в определенных секторах, на оговоренных условиях и требованиях каждый член ВТО предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг.

Указанное требование соблюдается путем предоставления услугам и поставщикам услуг любого другого члена ВТО либо формально такого же режима, или формально отличного режима по отношению к тому, какой он предоставляет своим собственным аналогичным услугам или поставщикам услуг. .

Принцип наибольшего благоприятствования означает, что одно договаривающееся государство предоставляет другому договаривающемуся государству (его юридическим и физическим лицам) в той или иной согласованной области их взаимоотношений столь же благоприятный режим, как и тот, который оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его юридическим и физическим лицам.

Наибольшее благоприятствование, договорной режим и определение его объема - дело самих договаривающихся сторон. Стороны могут распространить действие этого режима на область экономических отношений, могут ограничить его действие лишь вопросами торговли, мореплавания, могут договориться о его применении только к отдельным областям регулирования их экономических отношений (например, к таможенному обложению).

Заключив договор с условием о режиме национального благоприятствования, государство может быть уверено, что заключение его контрагентом льготного соглашения с третьим государством повлечет применение таких же льгот по отношению к нему самому. Для создания максимально выгодного режима международной торговли бывает недостаточно заключения двустороннего соглашения о режиме национального благоприятствования, может потребоваться многосторонний договор или система двусторонних договоров, которые бы связывали целую группу стран. Таким образом, единый режим торговли действовал бы для целого региона (пример - торговый режим между государствами-участниками ЕС или режим, устанавливаемый по ВТО). Фактически в этом случае возникает своеобразное сообщество государств, торгующих между собой по одинаковым правилам.

В международной практике особенности режима наибольшего благоприятствования находят свое текстуальное закрепление в ст. II ГАТС. В рамках данного документа рассматриваемый принцип сформулирован следующим образом: "Каждый член ВТО немедленно и, безусловно, предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны". При этом из указанного правила возможны исключения, то есть член ВТО может ввести какую-либо меру, не отвечающую принципу наибольшего благоприятствования, только в том случае, если что такая мера внесена в перечень изъятий и отвечает условиям приложения к ГАТС по изъятиям из статьи II Генерального соглашения по торговле услугами. .

Как показывает анализ двухсторонних соглашений установление национального режима или режима наибольшего благоприятствования носит "смешанный характер". В одном соглашении на инвестиции может распространяться режим наибольшего благоприятствования или национальный режим. Другие соглашения гарантируют режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в отношении инвестиций и доходов. В этом отношении адекватен пример ГАТТ.

Справедливый и равноправный режим один из ряда общих стандартных режимов закрепленных в международных соглашениях о поощрении и защите иностранных инвестиций. Предшественниками этого стандарта были положения Гаванского устава Международной торговой организации 1948 года. Справедливый и равноправный режим предусматривает полную и постоянную защиту и безопасность иностранных инвестиций и неприменения в этой области дискриминационных мер. В связи с тем, что в рамках ВТО проблема иностранных инвестиций в косвенном виде присутствует в определении третьего способа поставки услуг (Коммерческое присутствие), а также в связи с тем, что в ВТО работает Комитет по торговле и инвестициям, вопрос о возможном применении этого режима периодически возникает в ходе формальных и неформальных дискуссий по проблеме "торговля и инвестиции".

Данные несколько инвестиционных режимов, применяемых в государственной и межгосударственной практике для регулирования капиталопотоков стимулируют инвестиционный процесс в мире. Данные режимы, закрепленные законодательно способствуют привлечению инвестиций. На этом фоне наиболее благоприятными примерами служат инвестиционные климаты США, а так же ЕС, где данные режимы представлены в полной мере. При рассмотрении ЕС основными центрами притяжения иностранных капиталовложений здесь являются Британия (почти 1/3), далее идут Франция (20%) и Бельгия (14%). По своей технологической структуре зарубежные капиталовложения компаний ЕС не относятся к высокотехнологичным (конторское оборудование, радиотехника - 1,1% общего объема). Основная доля зарубежных прямых капиталовложений приходится на сферу услуг (54,2%), где основная масса сосредоточена в кредитной сфере и торговле . То есть, мы видим, что правовые режимы, закрепленные законодательно либо по средством соглашений и не имеющие противоречий в национальном законодательстве являются так же одним из привлекательных аспектов, воздействующих на деятельность иностранных инвесторов и на весь инвестиционный процесс. Так, не имея такого дополнительного рычага стимулирования, инвестиций страны ЕС не добились бы столь положительных результатов.

Статьи по теме: