Ю в сотник гадюка краткое содержание анализ. Отзыв о рассказе Ю.Сотника «Гадюка. Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Гадюка»

Главный герой рассказа Юрия Сотника «Гадюка» — мальчик по имени Боря. Он возвращался от бабушки в Москву на поезде и вез с собой большую корзину и стеклянную банку, завязанную тряпочкой. Пассажиры поинтересовались у мальчика, что он везет? Оказалось, что в корзине у Бори земноводные: лягушки, ящерицы и ужи, которых он поймал для школьного террариума.

Чуть позже выяснилось, что в банке мальчик везет настоящую гадюку. Один из пассажиров, молодой лейтенант, стал сомневаться, что Боря поймал именно гадюку, а не ужа. Тогда Боря достал банку из-под лавки, чтобы продемонстрировать гадюку недоверчивому лейтенанту.

И тут он увидел, что банка пуста. Тряпочка, закрывавшая банку, ослабла и змея выбралась на свободу. Узнав о том, что по вагону ползает гадюка, пассажиры начали волноваться, а наиболее боязливые полезли на верхние полки.

Поисками ядовитой змеи занялись несколько мужчин, и гадюку удалось обнаружить. Среди пассажиров разгорелся спор – убивать змею или поймать ее. В итоге решили, что мальчик делал полезное дело, занимаясь ловлей животных для школьного террариума. Поэтому решено было змею поймать и вернуть ее обратно в банку, что и было сделано.

А чтобы гадюка снова не сбежала, молодой лейтенант пообещал проводить мальчика до дома. Успокоившиеся пассажиры до самой Москвы говорили о своих школьных годах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Сотника «Гадюка» заключается в том, что опасные перевозки требуют особых мер предосторожности. Мальчик Боря об этом особо не думал, и в результате, у него из плохо закрытой банки выползла ядовитая змея, напугавшая пассажиров поезда.

Рассказ учит быть внимательным и аккуратным, особенно в тех делах, которые представляют опасность для окружающих. В жизни нужно всегда продумывать меры безопасности. А если ты транспортируешь ядовитое животное, то нужно предпринять дополнительные меры безопасности.

В рассказе мне понравился лейтенант, который предложил не убивать змею, и который вызвался проводить мальчика с опасным грузом до самого дома. Лейтенант не посчитался со своим личным временем, и в целях безопасности сопроводил коллекционера земноводных до дома.

Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Гадюка»?

Лучшая из змей всё равно змея.
На трусливого и уж – змея.
Сколько змею не держать, а беды от неё ждать.

В поезд садился мальчик Боря. Его провожала бабушка. Она попросила, чтобы отправил сообщение, когда приедет!
Боря вошёл в вагон. Это был мальчуган (двенадцати лет) с розовыми щеками, плотненького телосложения. Места были заняты.

Мы подвинемся! – произнёс старичок. К мирному постукиванию колёс, добавилось странное шуршание.
Старичок спросил: «Где мальчик был?»
- В деревне, - ответил мальчик. «Тяжелый у тебя багаж!» - посочувствовал пожилой человек.

Мальчик ответил:

Ребята готовят для них жильё, а я везу экспонаты.
Старичок поинтересовался: «И много их?»
- Несколько ящериц, жаб, четыре ужа.
- И всё это добро в школу?
- Нет, половину обменяем в школе, по соседству.

Внимание всех пассажиров приободрило паренька, и он продолжил рассказ:

От нас школе польза. В магазине животных: уж почти восемь рублей стоит, а стеклянный аквариум и остальные экспонаты?
- И много времени потратил?
- Около двух недель! Домой только поесть приходил.

Все внимательно слушали, восхищались трудолюбием мальчика.

Их больше было, но моя бабушка их очень боится!
- Да, не повезло твоей бабушке!
- Так я ей ничего не рассказал про гадюку!
Мужчина задал вопрос: « Так ты и ядовитую змею везёшь?»
- Да, четыре часа высматривал. Вот тут у меня в стеклянной банке.
Все перестали улыбаться, а лейтенант спросил: « А может это неопасная змея?» На что Боря с гордостью ответил: «Она самая, я умею различать!»

Часть соседей, изъявила желание увидеть находку. Мальчик наклонился и достал посуду.

У настоящего ужа есть жёлтые пятнышки, возле головы, а у гадюки нет.
Он посмотрел на банку с одной, потом с другой стороны, медленно взглядом провёл под сидением.
- Что нет? – спросили пассажиры.
- Наверно, развязался платок.

Платок никому не был нужен, все нервно поглядывали по сторонам и вокруг ног. Когда разбудили проводницу, то она с удивлением, смотрела, как бабушку сажали на верхнюю полку. Проводница расстроилась и пошла, докладывать начальству.

Вот она! Под сидением! – воскликнул один из пассажиров.

Всем стало жаль паренька. И они решили не убивать змею. И попробовать поймать. «Если, что с пассажирами произойдёт, нам выговор!»

А, если вы методическое пособие погубите? Возник спор, и решили оставить её живой. Принесли савок и прижали железкой. Аккуратно посадили на место и хорошо закрепили. Все успокоились и вспоминали детство.

Надо быть внимательным, думать о последствиях своих поступков. Уважай чужой труд!

Картинка или рисунок Сотник - Гадюка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Легенда о Сонной Лощине Ирвинг

    Сонная Лощина получила своё название за её безмятежную тишину, а также за добродушный и спокойный нрав её жителей. Расположена она недалеко от деревни на берегу Гудзона

  • Краткое содержание Тургенев Муму

    В 1852 году Иван Тургенев написал рассказ «Муму», но опубликовали названное произведение только в 1854 году. Рассказ во многих деталях автобиографичен. Его сюжет составляет история глухонемого дворника Герасима и его найденыша

  • Краткое содержание Астафьев Зачем я убил коростеля? (Застарелое мучение)

    События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается

  • Краткое содержание Мио, мой Мио Линдгрен

    С первых страниц произведения мы видим главного героя по имени Буссе, которого усыновила пожилая пара. Однако, мальчик не чувствовал в семье любви и ласки, он всегда находился в одиночестве.

  • Краткое содержание Шварц Сказка о потерянном времени

    Сказка о потерянном времени Евгения Шварца повествует о том, как драгоценно время, и как легко мы тратим его в пустоту. Главный герой третьеклассник Петя Зубов

Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился, на платформе послышались торопливые голоса:

— Ну, в добрый час! Смотри из окна не высовывайся!

— Не буду, бабушка.

— Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти!

Поезд тронулся.

— До свидания, бабушка!

— Маму целуй. Носовой платок я тебе в карман...

Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:

— Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря.

Дверь отворилась, и Боря вошёл. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощёкий. Серая кепка сидела криво на его голове, чёрная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, в другой — верёвочную сумку с большой банкой из зелёного стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с неё глаз.

Вагон был полон. Кое-кто из пассажиров забрался даже на верхние полки. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

— Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, — сказал старичок в панаме.

— Спасибо! — невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.

Пассажиры исподтишка наблюдали за ним. Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.

Многие в вагоне спали. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колёс да чьим-то размеренным храпом. Но теперь к этим монотонным, привычным, а потому незаметным звукам примешивался странный непрерывный шорох, который явно исходил из-под лавки.

Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:

— В Москву едем, молодой человек?

Боря кивнул.

— На даче были?

— В деревне. У бабушки.

— Так, так!.. В деревне. Это хорошо, — старичок немного помолчал. — Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.

— Корзина? Нет, она легкая, — Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: — В ней одни только земноводные.

— Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она лёгкая совсем.

На минуту воцарилось молчание. Потом плечистый рабочий с тёмными усами пробасил:

— Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?

— Ну лягушки, жабы, ящерицы, ужи...

— Бррр, какая мерзость! — сказала пассажирка в углу.

Старичок побарабанил пальцами по портфелю:

— Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать...

— Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

— Чего делают? — спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.

— Террариум, — пояснил старичок, — это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нём и содержат всех этих...

— Гадов-то этих?

— Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком, — старичок снова обратился к Боре: — И... и много, значит, у вас этих земноводных?

Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:

— Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.

— Ужас какой! — донеслось из тёмного угла.

Пожилая колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю.

— И всех в школу везёшь?

— Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в соседней школе.

— Ужот-ко попадёт тебе от учителей...

Боря передёрнул плечами и снисходительно улыбнулся:

— «Попадёт»! Вовсе не попадёт. Наоборот, даже спасибо скажут.

— Раз для ученья, стало быть, не попадёт, — согласился усатый рабочий.

Разговор заинтересовал других пассажиров. Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживлённее, уже не дожидаясь расспросов:

— Вы знаете, какую мы пользу школе приносим... Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да ещё попробуй достань! А лягушки хотя бы по трёшке штука, вот и тридцать три рубля... А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдётся. А вы говорите «попадёт»!

Пассажиры смеялись, кивали головами.

— Молодцы!

— А что вы думаете! И в самом деле пользу приносят.

— И долго ты их ловил? — спросил лейтенант.

— Две недели целых. Утром позавтракаю — и сразу на охоту. Приду домой, пообедаю — и опять ловить, до самого вечера, — Боря снял кепку с головы и принялся обмахиваться ею. — С лягушками и жабами ещё ничего... и ящерицы часто попадаются, а вот с ужами... Я раз увидел одного, бросился к нему, а он в пруд, а я не удержался — и тоже в пруд. Думаете, не опасно?

Почти весь вагон прислушивался теперь к разговору. Из всех отделений высовывались улыбающиеся лица. Когда Боря говорил, наступала тишина. Когда умолкал, отовсюду слышались приглушённый смех и негромкие слова:

— Занятный какой мальчонка!

— Маленький, а какой сознательный!

— Н-нда-с! — заметил старичок в панаме. — Общественно полезный труд. В наше время, граждане, таких детей не было. Не было таких детей!

— Я ещё больше наловил бы, если бы не бабушка, — сказал Боря. — Она их до смерти боится.

— Бедная твоя бабушка!

— Я и так ей ничего про гадюку не сказал.

— Про кого?

— Про гадюку. Я её четыре часа выслеживал. Она под камень ушла, а я её ждал. Потом она вылезла, я её защемил...

— Стало быть, и гадюку везёшь? — перебил его рабочий.

— Ага! Она у меня в банке, отдельно, — Боря махнул рукой под скамью.

— Этого ещё недоставало! — простонала пассажирка в тёмном углу.

Слушатели несколько притихли. Лица их стали серьёзнее. Только лейтенант продолжал улыбаться.

— А может, это и не гадюка? — спросил он.

— «Не гадюка»! — возмутился Боря. — А что же тогда, по-вашему?

— Ещё один уж.

— Думаете, я ужа отличить не могу?

— А ну покажи!

— Да оставьте! — заговорили кругом. — Ну её!

— Пусть, пусть покажет. Интересно.

— Ну что там интересного! Смотреть противно!

— А вы не смотрите.

Боря вытащил из-под лавки сумку и опустился перед ней на корточки. Стоявшие в проходе расступились, сидевшие на скамьях приподнялись со своих мест и вытянули шеи, глядя на зелёную банку.

— Сорок лет прожил, а гадюку от ужа не сумею отличить, — сказал гражданин в пенсне.

— Вот! — наставительно отозвался старичок. — А будь у вас в школе террариум, тогда смогли бы.

— Уж возле головы пятнышки такие жёлтые имеет, — сказал Боря, заглядывая сбоку внутрь банки. — А у гадюки таких пятнышек... — он вдруг умолк. Лицо его приняло сосредоточенное выражение. — У гадюки... у гадюки таких пятнышек... — он опять не договорил и посмотрел на банку с другой стороны. Потом заглянул под лавку. Потом медленно обвёл глазами пол вокруг себя.

— Что, нету? — спросил кто-то.

Боря поднялся. Держась руками за колени, он всё ещё смотрел на банку.

— Я... я совсем недавно её проверял... Тут была...

Пассажиры безмолвствовали. Боря опять заглянул под скамью:

— Тряпочка развязалась. Я её очень крепко завязал, а она... видите?

Тряпочка никого не интересовала. Все опасливо смотрели на пол и переступали с ноги на ногу.

— Чёрт знает что! — процедил сквозь зубы гражданин в пенсне. — Выходит, что она здесь где-то ползает.

— Н-да! История!

— Ужалит ещё в тесноте!

Пожилая колхозница села на полке и уставилась на Борю:

— Что же ты со мной сделал! Милый! Мне сходить через три остановки, а у меня вещи под лавкой. Как я теперь за ними полезу?

Боря не ответил. Уши его окрасились в тёмнокрасный цвет, на физиономии выступили капельки пота. Он то нагибался и заглядывал под скамью, то стоял, опустив руки, машинально постукивая себя пальцами по бёдрам.

— Доигрались! Маленькие! — воскликнула пассажирка в тёмном углу.

— Тётя Маша! А, тёть Маш! — крикнула одна из девушек.

— Ну? — донеслось с конца вагона.

— Поаккуратней там. Гадюка под лавками ползает.

— Что-о? Какая гадюка?

В вагоне стало очень шумно. Девушка-проводница вышла из служебного отделения, сонно поморгала глазами и вдруг широко раскрыла их. Двое парней-ремесленников подсаживали на вторую полку опрятную старушку:

— Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!

На нижних скамьях, недавно переполненных, теперь было много свободных мест, зато с каждой третьей полки свешивались по нескольку пар женских ног. Пассажиры, оставшиеся внизу, сидели, поставив каблуки на противоположные скамьи. В проходе топталось несколько мужчин, освещая пол карманными фонарями и спичками.

Проводница пошла вдоль вагона, заглядывая в каждое купе:

— В чём дело? Что тут такое у вас?

Никто ей не ответил. Со всех сторон слышались десятки голосов, и возмущённых и смеющихся:

— Из-за какого-то мальчишки людям беспокойства сколько!

— Миша! Миша, проснись, гадюка у нас"

— А? Какая станция?

Внезапно раздался истошный женский визг. Мгновенно воцарилась тишина, и в этой тишине откуда- то сверху прозвучал ласковый украинский говорок:

— Та не бойтесь! Це мiй ремешек на вас упал.

Боря так виновато помаргивал светлыми ресницами, что проводница уставилась на него и сразу спросила:

— Ну?.. Чего ты здесь натворил?

— Тряпочка развязалась... Я её завязал тряпочкой, а она...

— Интересно, какой это педагог заставляет учеников возить ядовитых змей! — сказал гражданин в пенсне.

— Меня никто не заставлял... — пролепетал Боря. — Я... я сам придумал, чтобы её привезти.

— Инициативу проявил, — усмехнулся лейтенант.

Проводница поняла всё.

Боря опустился на четвереньки и полез под лавку. Проводница ухватилась за его ботинок и закричала громче прежнего:

— Ты что? С ума сошёл... Вылезай! Вылезай, тебе говорят!

Боря всхлипнул под лавкой и слегка дёрнул ногой:

— Сам... сам упустил... сам и... найду.

— Довольно, друг, не дури, — сказал лейтенант, извлекая охотника из-под лавки.

Проводница постояла, повертела в растерянности головой и направилась к выходу:

— Пойду старшему доложу.

Она долго не возвращалась. Пассажиры устали волноваться. Голоса звучали реже, спокойнее. Лейтенант, двое ремесленников и ещё несколько человек продолжали искать гадюку, осторожно выдвигая из-под сидений чемоданы и мешки. Остальные изредка справлялись о том, как идут у них дела, и беседовали о ядовитых змеях вообще.

— Что вы мне рассказываете о кобрах! Они на юге живут.

— ...перевязать потуже руку, высосать кровь, потом прижечь калёным железом.

— Спасибо вам! «Калёным железом»!

Пожилая колхозница сетовала, ни к кому не обращаясь:

— Нешто я теперь за ними полезу! В сорок четвёртом мою свояченицу такая укусила. Две недели в больнице маялась.

Старичок в панаме сидел уже на третьей полке.

— Дёшево отделалась ваша свояченица. Укус гадюки бывает смертелен, — хладнокровно отозвался он.

— Есть! Тут она! — вскрикнул вдруг один из ремесленников.

Казалось, сам вагон облегчённо вздохнул и веселее застучал колёсами.

— Где «тут»?

— Бейте её скорей!

Присевшего на корточки ремесленника окружило несколько человек. Толкаясь, мешая друг другу, они заглядывали под боковое место, куда лейтенант светил фонариком.

— Под лавкой, говорите? — спрашивали их пассажиры.

— Ага! В самый угол заползла.

— Как же её достать?

— Трудненько!

— Ну что вы стоите? Уйдёт!

Явился старший и с ним девушка-проводница. Старший нагнулся и, не отрывая глаз от тёмного угла под лавкой, помахал проводнице отведённой в сторону рукой:

— Кочерёжку!.. Кочерёжку! Кочерёжку неси!

Проводница ушла. Вагон притих в ожидании развязки. Старичок в панаме, сидя на третьей полке, вынул часы:

— Через сорок минут Москва. Незаметно время прошло. Благодаря... гм... благодаря молодому человеку.

Кое-кто засмеялся. Все собравшиеся вокруг ремесленника посмотрели на Борю, словно только сейчас вспомнили о нём.

Он стоял в сторонке, печальный, усталый, и медленно тёр друг о дружку испачканные ладони.

— Что, друг, пропали твои труды? — сказал лейтенант.— Охотился, охотился, бабушку вконец допёк, а сейчас этот дядя возьмёт да и ухлопает кочергой твоё наглядное пособие.

Боря поднял ладонь к самому носу и стал соскребать с неё грязь указательным пальцем.

— Жалко, охотник, а? — спросил ремесленник.

— Думаете, нет! — прошептал Боря.

Пассажиры помолчали.

— Похоже, и правда нехорошо выходит, — пробасил вдруг усатый рабочий. Он спокойно сидел на своём месте и курил, заложив ногу за ногу, глядя на носок испачканного глиной сапога.

— Что — нехорошо? — обернулся старший.

— Не для баловства малый её везёт. Убивать-то вроде как и неудобно.

— А что с ней прикажете делать? — спросил гражданин в пенсне.

— Поймать! «Что делать»! — ответил ремесленник. — Поймать и отдать охотнику.

Вошла проводница с кочергой. Вид у неё был воинственный.

— Тут ещё? Не ушла? Посветите кто-нибудь.

Лейтенант осторожно взял у неё кочергу:

— Товарищи, может, не будем, а? Помилуем гадюку?.. Посмотрите на мальчонку: ведь работал человек, трудился!

Озадаченные пассажиры молчали. Старший воззрился на лейтенанта и покраснел:

— Вам смех, товарищ, а нашего брата могут привлечь, если с пассажиром что случится!

— А убьёте гадюку, вас, папаша, за другое привлекут, — серьёзно сказал ремесленник.

— «Привлекут»... — протянула проводница. — За что это такое привлекут?

— За порчу школьного имущества, вот за что.

Кругом дружно захохотали, потом заспорили. Одни говорили, что в школе всё равно не станут держать гадюку; другие утверждали, что держат, но под особым надзором учителя биологии; третьи соглашались со вторыми, но считали опасным отдавать гадюку Боре: вдруг он снова выпустит её в трамвае или в метро!

— Не выпущу я! Вот честное пионерское, не выпущу! — сказал Боря, глядя на взрослых такими глазами, что даже пожилая колхозница умилилась.

— Да не выпустит он! — затянула она жалостливо. — Чай, теперь учёный! Ведь тоже сочувствие надо иметь: другие ребятишки в каникулы бегают да резвятся, а он со своими гадами две недели мытарился.

— Н-да! Так сказать, уважение к чужому труду, — произнёс старичок в панаме.

Гражданин в пенсне поднял голову:

— Вы там философствуете... А проводили бы ребёнка до дому с его змеей?

— Я? Гм!.. Собственно...

Лейтенант махнул рукой:

— Ну ладно! Я провожу... Где живёшь?

— На улице Чернышевского живу.

— Провожу. Скажи спасибо! Крюк из-за тебя делаю.

— Ну как, охотники, убили? — спросил кто-то с другого конца вагона.

— Нет. Помиловали, — ответил ремесленник.

Старший сурово обвел глазами «охотников»:

— Дети малые! — он обернулся к проводнице: — Совок неси. Совок под неё подсунем, а кочерёжкой прижмём! Неси!

— Дети малые! — повторила, удаляясь, проводница.

Через десять минут гадюка лея^ала в банке, а банка, на этот раз очень солидно закрытая, стояла на коленях у лейтенанта. Рядом с лейтенантом сидел Боря, молчаливый и сияющий.

До самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело.

Разделы: Литература

Цель урока: расширить круг чтения учащихся, продолжить работу по анализу прозаического произведения.

Задачи урока:

обучающие: развивать умения наблюдать над художественным словом, делать самостоятельные выводы, показать роль речевых характеристик в раскрытии характеров героев, роль детали, средств выразительности;

развивающие: формировать умения анализировать прозаическое произведение, вести диалог, формировать основную мысль произведения, развивать умение рассуждать, развивать исследовательские способности (умение сравнивать);

воспитательные: привлечь внимание учащихся к вопросам, связанным с появлением сочувствия, уважения к другим людям и всему живому.

Технология: Личностно-ориентированная.

Оборудование: компьютер, слайды со звуковыми эффектами, рисунки ребят.

ХОД УРОКА

1. Подготовка к восприятию.

Звучит фонограмма (слышен шум отъезжающего поезда, вокзала, стук колес).

Ребята, вы слышите? Поезд тронулся. Вот он набирает ход, все отчетливее и громче стучат колеса. Давайте и мы с вами отправимся в одном из вагонов вместе с героями рассказа “Гадюка”.

2. Слово учителя о писателе.

В это путешествие нас пригласил замечательный современный писатель Юрий Вячеславович Сотник (появляется слайд № 1 с портретом Ю. Сотника). Герои его произведений – обыкновенные ребята, которые могли бы жить, а может быть, живут рядом с нами. Юрий Сотник – писатель с тонким чувством юмора, это вы, наверно, заметили. Смешное в рассказе писателя часто переходит в серьезное и наоборот. Но всегда автор показывает ребят в сложных жизненных ситуациях. Как вы думаете почему?

3. Целеполагание.

Автор размышляет о том, какие качества необходимы человеку, чтобы построить добрые отношения со всеми окружающими. На эту тему вместе с писателем порассуждаем и мы. Это цель нашего урока. Как вы думаете, о каких качествах идет речь? А какие качества мешают людям в отношениях друг с другом? (Работа в группах, затем коллективное составление и запись таблицы).

Появляется слайд № 2.

4. Анализ текста (беседа по содержанию).

Итак, в вагон, в котором едем и мы с вами, входит мальчик. Что в его поведении необычного? Как это объясняет автор? (Мальчик двигался по вагону медленно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз”. В сумке у Бори (так звали мальчика) находились “земноводные и пресмыкающиеся”.)

Какова была реакция пассажиров на известие о том, что Боря везет “лягушек, жаб, ящериц, ужей”? Докажите текстом. Не забывайте о том, что вы тоже находитесь в этом поезде.

Понравилось бы вам соседство таких животных? (Работа в парах, затем коллективное обсуждение и запись на доске.)

Пассажиры отреагировали по-разному.

Какие же отношения сложились между случайными попутчиками? Какие качества этому способствовали?

Но вот добросердечные отношения между пассажирами подвергаются испытанию. Какому?

Опережающее задание: выразительное чтение по ролям от слов “Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет” до “Давай, давай, бабуся, эвакуируйся!”

Ребята, как вы думаете, что чувствовал Боря в эти минуты? Найдите слова и словосочетания, рисующие переживания мальчика. (Работа в парах). (Мальчик был в смятении. Он испугался, ему было стыдно за себя, жалко змею, он не знал, что делать: “он вдруг умолк”, “лицо его приняло сосредоточенное выражение”, “Боря всхлипнул под лавкой”, “уши его окрасились в темно-красный цвет”, “на физиономии выступили капельки пота”.)

Как вы считаете, в чем больше всего нуждался мальчик в эту минуту (представьте себя на его месте).

(Боря нуждался в помощи, понимании, сочувствии.)

Каждый из нас, оказавшись в трудной ситуации, вправе рассчитывать на понимание и сочувствие окружающих. А часто ли вы относитесь с пониманием к окружающим? Нашел ли Боря сочувствие среди пассажиров? Как они себя вели?

Когда гадюку нашли, все заспорили о том, как с нею поступить. Напоминаю, что мы с вами тоже пассажиры этого поезда. Давайте поспорим вместе с другими.

(Построение диалога.)

Найдите в тексте ключевые слова, являющиеся самыми главными аргументами в защиту гадюки.

(“Сочувствие надо иметь”, “уважение к чужому труду”.)

5. Словарная работа.

(Ребята работают в парах с толковыми словарями, ищут словарные статьи слов “сочувствие”, “уважение”, записывают в тетрадь, на доске слайд № 3 со словарными статьями и детскими рисунками.)

Какие еще слова с приставкой со- всем известны? Что их объединяет?

(Сострадание, соучастие, сопереживание, сотрудничество, сопричастность, содружество …, Слайд № 4.)

6. Наблюдение над языком произведения.

(Работа в группах.)

В каких словах и поступках героев рассказа проявились те качества, о которых мы с вами говорили. Какие это слова? (Работа в группах: 1 – наблюдение над речью и поступками лейтенанта, 2 – рабочего, 3 – колхозницы). По итогам работы – составление таблицы (слайд № 5).

7. Обобщение, выводы.

Ребята, что вы можете сказать о пассажирах в начале рассказа? Что изменилось в финале? Сравните. Почему произошли перемены?

(В начале рассказа перед нами разобщенные люди: “многие в вагоне спали”, “пассажиры исподтишка наблюдали”, “до появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес”, в финале рассказа: “до самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело”. Люди сдружились, потому что сообща сделали доброе дело, проявили лучшие человеческие качества, а это всегда сближает даже очень разных людей.)

Итак, ребята, давайте еще раз вспомним те качества, которые способствуют сближению людей, делают общение приятным, а жизнь счастливее (слайд № 2, левый столбик с рисунками ребят.)

8. Подведение итогов урока.

Глава 1: “. Боря вошел. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, черная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, а в другой – веревочную сумку с большой банкой из зеленого стекла. Он двигался по

Вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес да чьим-то размеренным храпом. ” В корзине Боря вез 4-х ужей, 2-х жаб, 8 ящериц и 11 лягушек. Отдельно в банке находилась гадюка. Эти земноводные и пресмыкающиеся должны были составить школьный террариум.

Глава 2: “Почти весь вагон прислушивался теперь к разговору. Из всех отделений высовывались улыбающиеся лица. Один из пассажиров – лейтенант, засомневался гадюка в банке или не гадюка, может быть еще один уж. Боря достал банку, но змеи в ней не оказалось. “.

Выходит, что она здесь где-то ползает. В вагоне стало очень шумно. На нижних скамьях, недавно переполненных, теперь было много свободных мест, зато с каждой третьей полки свешивались по нескольку пар женских ног. Пассажиры, оставшиеся внизу, сидели, поставив каблуки на противоположные скамьи. ” Проводница вагона пошла доложить старшему поезда о происшествии.

Глава 3. Гадюку нашел один из ремесленников (учащийся ремесленного училища) в углу, под лавкой бокового места. Проводница принесла кочергу. “. Лейтенант осторожно взял у нее кочергу: – Товарищи, может, не будем, а? Помилуем гадюку. Кругом. заспорили. Одни говорили, что в школе все равно не станут держать гадюку; другие утверждали, что держат, но под особым надзором учителя биологии; третьи соглашались со вторыми, но считали опасным отдавать гадюку Боре: вдруг он снова выпустит ее в трамвае или в метро. ” Лейтенант вызвался помочь Боре донести гадюку до дому. Гадюку поддели совком, прижали кочергой, извлекли и определили в банку. “. А банка, на этот раз солидно закрытая, стояла на коленях у лейтенанта. Рядом с лейтенантом сидел Боря, молчаливый и сияющий. До самой Москвы пассажиры вслух вспоминали свои ученические годы, и в вагоне было очень весело.”

Сочинения по темам:

  1. Киев. Семейство Мерцаловых уже более года ютится в сыром подвале старого дома. Самый младший ребёнок голоден и кричит в своей...
  2. Глава 1 Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется...
  3. Часть первая Николаю Петровичу Плужникову присвоили воинское звание, выдали форму лейтенанта и увесистый ТТ. Начался самый прекрасный из всех вечер....
  4. В 1927 году был написан рассказ А. Платонова «Песчаная учительница». Прототипом главной героини стала невеста самого писателя М. Кашинцева, которая,...
Статьи по теме: