Безработица и ее причины тест. Тесты егэ «Безработица» - Тесты. План изучения нового материала

Тест на тему «Занятость и безработица»

1. Часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может её найти в определенное время на конкретной территории - это

а) пенсионеры; в) безработные;

б) инвалиды; г) несовершеннолетние.

2. К критериям признания человека безработным не относится:

а) наличие трудоспособного возраста;

б) отсутствие постоянного источника заработка;

в) членство в профсоюзе;

г) доказанное стремление человека найти работу.

3. Под полной занятостью в экономической теории принято понимать ситуацию, когда отсутствует безработица:

а) циклическая;

б) фрикционная;

в) структурная.

4. Уровень безработицы рассчитывается как процент отношение количества:

а) неработающих к числу работающих;

б) безработных к численности рабочей силы;

в) безработных к численности трудоспособного населения;

г) безработных к численности рабочей силы.

5. Фрикционная безработица:

а) связана со спадом производства;

б) связана с введение новых технологий;

в) связана с поисками новой работы.

6. Циклическая безработица возникает в случае:

а) отсутствия государственного планирования;

б) общего экономического спада;

в) перемены места жительства работников;

г) сокращение потребности.

7. Фрикционная безработица возникает в случае:

а) отсутствие рынка труда;

б) окончание сезонных работ;

в) наличие свободы в выборе места работы.

8. Структурная безработица возникает в случае:

а) общего демографического кризиса в стране;

б) наличие свободы в выборе места работы;

в) сокращение устаревших отраслей производства;

г) осуществления видов деятельности в определенное время года.

9. В России безработным признается гражданин, который:

а) зарегистрирован в органах службы занятости;

б) не имеет работы;

в) готов приступить к работе.

10. Человек, который надеется вскоре снова получить работу:

а) не учитывается как рабочая сила;

б) рассматривается как не полностью заняты;

в) относится к занятому населению;

г) относится к разряду безработных.

11 . Верны ли следующие суждения?

А) Безработица относится к микроэкономическим проблемам экономики.

Б) Безработица оказывает влияние, ощущаемое в масштабах всего хозяйства страны.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) оба суждения верны;

г) оба суждения неверны.

12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «трудовой договор».

Срок, испытание, время отдыха, административное наказание, дисциплина труда, увольнение.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: ___________

Ответы к тесту на тему «Занятость и безработица»

    административное наказание

1. Если уровень безработицы не изменяется, тогда количество трудоустроенных должно равняться количеству

A. Безработных.

B. Потерявших рабочие места.

C. Ищущих работу.

D. Оставивших рабочую силу.

Ответ: B. Количество людей, оставляющих работу, должно равняться количеству трудоустроенных, чтобы уровень безработицы был постоянным.

См. Раздел 5-1.

2. Если уровень трудоустройства повышается, то естественный уровень безработицы будет

A. Оставаться постоянным.

B. Увеличиваться.

C. Уменьшаться.

D. Повышаться или снижаться, в зависимости от уровня увольнений.

Ответ: C. Как объяснено в Разделе 5-1, чем выше уровень трудоустройства, тем ниже естественный уровень безработицы.

3. Предположим, что ежемесячно 2 % занятых теряют работу (s = 0.02) и 38 % безработных находят работу (f = 0.38).Тогда устойчивый уровень безработицы равен

Ответ: B. Как объяснено в Разделе 5-1, устойчивый уровень безработицы

4. Уровень безработицы - 10 %. Уровень увольнений - 5 %. Каким должен быть уровень трудоустройства, чтобы сохранить постоянным уровень безработицы?

Ответ: B. Так как 90 % от общей численности рабочей силы работает и уровень увольнений - 5 %, 4.5 % рабочей силы теряют работу в каждом периоде. Чтобы безработица была постоянной, такая же часть рабочей силы должна находить работу в каждом периоде. См. Раздел 5-1.

5. Страхование безработицы главным образом увеличивает

A. Фрикционную безработицу.

B. Сезонную безработицу.

C. Подростковую безработицу.

D. Циклическую безработицу.

Ответ: A. Так как программы страхования по безработице уменьшают связанные с ней экономические затруднения, они увеличивают фрикционную безработицу. См. Раздел 5-2.

6. Безработица, вызванная тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует времени, называется

A. Фрикционной безработицей.

B. Эффектом "отчаявшихся" рабочих.

C. Безработицей ожидания.

D. Жесткостью заработной платы.

Ответ: A. Для обсуждения фрикционной безработицы см. Раздел 5-2.

7. Фрикционная безработица происходит потому, что

A. Минимальная зарплата слишком высока.

B. Профсоюзы оказывают давление на рынке труда.

C. Существует жесткость в процессе установки зарплаты.

D. Требуется время на установление соответствия между фирмами

и работниками.

Ответ: D. Для обсуждения фрикционной безработицы см. Раздел 5-2.

8. Какая политика будет уменьшать фрикционную безработицу?

A. Уменьшение налогов на корпорации.

B. Увеличение страхования по безработице.

C. Увеличение минимальной зарплаты.

D. Общественные программы переподготовки.

Ответ: D. Общественные программы переподготовки облегчают переход рабочих из "затухающих" в "растущие" отрасли промышленности, уменьшая таким образом фрикционную безработицу. См. Раздел 5-2.

9. Если государство увеличивает страхование по безработице, то можно ожидать, что уровень фрикционной безработицы

A. Понизится.

B. Останется постоянным.

C. Повысится.

D. Сначала повысится, потом понизится.

Ответ: C. Если растет страхование по безработице, экономические затруднения безработных рабочих уменьшаются, уменьшая тем самым стимулы поиска работы. Это повышает фрикционную безработицу.

См. Раздел 5-2.

10. Если реальная зарплата выше pавновесного уровня, тогда предложение труда

A. Зависит от номинальной зарплаты.

В. Меньше спроса на труд.

C. Равно спросу на труд.

D. Больше спроса на труд.

Ответ: D. Если реальная зарплата выше равновесного значения, тогда предложение труда больше спроса на труд. См. Раздел 5-3.

11. Безработица, вызванная жесткостью заработной платы и нехваткой рабочих мест называется

A. Естественный уровень безработицы.

B. Эффект "отчаявшихся" рабочих.

C. Безработица ожидания.

D. Конфликт между инсайдерами и аутсайдерами.

Ответ: C. Для обсуждения безработицы ожидания, см. Раздел 5-3.

12. Подросток не может найти работу потому, что допустимая минимальная зарплата - выше, чем зарплата, которую может предложить ему фирма.

Эта ситуация - пример

A. Фрикционной безработицы.

B. Безработицы ожидания.

C. Циклической безработицы.

D. Эффективной безработицы.

Ответ: B. Для обсуждения безработицы ожидания см. Раздел 5-3.

13. Законы о минимальной зарплате - пример

A. Коллективного договора.

B. Жесткости заработной платы.

C. Эффекта "отчаявшихся" рабочих.

D. Инсайдеры и аутсайдеры.

Ответ: B. Законы о минимальной зарплате пpепятствуют понижению номинальной зарплаты ниже определенного уровня. Таким образом, они определяет жесткость заработной платы. См. Раздел 5-3.

14. Безработица ожидания возникает, когда

A. Известно, что минимальная зарплата увеличится в

ближайшем будущем.

B. Введено щедрое страхование по безработице.

C. Рабочие временно уволены из за погодных условий.

D. Реальная зарплата выше равновесного уровня на рынке труда.

Ответ: D. Для обсуждения безработицы ожидания см. Раздел 5-3.

15. Что из следующего не определяет жесткости реальной заработной платы?

A. Законы о минимальной зарплате.

B. Страхование по безработице.

C. Сила профсоюзов.

D. Стимулирующая зарплата.

Ответ: B. Для обсуждения причин жесткости реальной заработной платы см. Раздел 5-3.

16. Безработица, вызванная профсоюзами или угрозой обьединения рабочих в профсоюзы - образец

A. Безработицы ожидания.

B. Эффекта "отчаявшихся" рабочих.

C. Стимулирующей зарплаты.

D. Конфликта между инсайдерами и аутсайдерами.

Ответ: D. Безработица происходит потому, что уже нанятые рабочие

(инсайдеры) борются за сохранение высоких зарплат. Высокие зарплаты удерживают фирму от найма новых рабочих (аутсайдеров). См. Раздел 5-3.

17. Профсоюзы могут вызывать безработицу, если

A. Аутсайдеры способствуют понижению зарплаты.

B. Инсайдеры поддерживают реальную зарплату выше равновесного уровня.

C. Аутсайдеры подчинены законодательству о минимальной зарплате.

D. Инсайдеров увольняют, а аутсайдеров нанимают.

Ответ: B. Профсоюзы могут удерживать зарплату выше ее равновесного уровня, вызывая превышение предложения труда над спросом на труд. Возникающая в результате форма безработицы называется "безработицей ожидания". См. Раздел 5-3.

18. Теории эффективной зарплаты утверждают, что фирмы могут выплачивать высокую реальную зарплату, чтобы

A. Избегать угрозы обьединения рабочих в профсоюзы.

B. Делать труд более производительным.

C. Исключить использование неквалифицированных рабочих.

D. Уменьшить уровень фрикционной безработицы.

Ответ: B. Для объяснения теорий эффективности зарплаты, см.Раздел 5-3.

19. Стимулирующая зарплата не ведет к

A. Безработице ожидания.

B. Установлению зарплат выше их равновесного уровня.

C. Снижению прибыли фирмы.

D. Увеличению производительности рабочих.

Ответ: C. Фирмы выплачивают стимулирующую зарплату, чтобы увеличить производительность рабочих. Это приводит к повышению прибылей фирм.

См.Раздел 5-3.

20. Какое из следующих утверждений относительно безработицы истинно?

A. Большинство периодов безработицы - продолжительные.

B. Большинство безработных составляют долговременные

безработные.

C. Долговременные безработные составляют только малую часть

безработных.

D. Большинство тех, кто становятся безработными, остаются

безработными в течение длительного времени.

Ответ: B. Большинство периодов безработицы непродолжительны, но большая часть безработных в любое данное время находятся в долговременных периодах безработицы. См. Раздел 5-4.

21. По сравнению с долговременной безработицей, краткосрочная безработица вероятнее окажется

A. Фрикционной безработицей.

B. Безработицей ожидания.

C. Результатом законов о минимальной зарплате.

D. Результатом действия профсоюзов.

Ответ: A. Краткосрочная безработица вероятнее окажется фрикционной безработицей. См. Раздел 5-4.

22. Предположим, что 130 человек были безработными какую-то часть данного года: 120 были безработными в течение 1 месяца; 10 - безработными в течение года; Какой процент общих месяцев безработицы относится к долговременной безработице?

Ответ: D. Имеются 240 общих месяцев безработицы, из которых половина краткосрочная и половина - долгосрочная безработица. См. Раздел 5-4.

23. Измеряемая безработица может быть ниже, чем фактическая безработица, потому что

A. Измеряемая безработица не включает фрикционных безработных.

B. Некоторые рабочие хотят найти работу, но отчаялись и

прекратили ее поиски.

C. Некоторые из называющих себя безработными, просто не

занимаются поиском работы всерьез.

D. Измеряемая безработица не включает подростковую безработицу.

Ответ: B. Если рабочие, которые хотели бы работать, отчаялись и больше не ищут работу, фактическая безработица будет выше, чем измеряемая безработица. См. Раздел 5-4.

24. "Отчаявшиеся" рабочие, которые хотели бы работать, но прекратили поиск рабочего места

A. Составляют фрикционную безработицу.

B. Составляют безработицу ожидания.

C. Больше не учитываются в рабочей силе.

D. Получают пособие в соответствии c законодательством о

минимальной зарплате.

Ответ: C. Та часть населения, что не работает и не ведет поиски работы, считается выбывшей из рабочей силы и не учитывается в статистике безработицы. См.Раздел 5-4.

Тесты ЕГЭ «Безработица»

1. Верны ли следующие суждения о рабочей силе и безработице?

А. Численность занятых и численность трудоспособного населения всегда совпадает.

Б. Безработица исключает из общественного производства трудоспособных людей, не достигших пенсионного возраста.

2. В стране А. уголь перестал использоваться в энергетиче­ской отрасли. Закрылось большинство шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

1) естественная 3) фрикционная

2) структурная 4) сезонная

3. Верны ли следующие суждения об условиях, способст­вующих снижению безработицы?

А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести увеличение пособий по без­работице.

Б. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов с производителей.

4. Циклическая безработица имеет максимально низкие показатели в условиях

1) спада промышленного производства

2) пика финансового кризиса

3) оживления и подъема в экономике

4) длительной рецессии

5.

А. Безработица является закономерным следствием рыноч­ного регулирования экономики.

Б. В каждой стране устанавливается свой неизменный в те­чение многих десятилетий уровень безработицы.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

6. Одним из направлений государственной политики в области занятости является

1) обновление кадрового потенциала за счет трудоустройства молодежи

2) трудоустройство населения на государственных предприятиях

3) финансирование трудоустройства населения на частных предприятиях

4) содействие росту структурной безработицы

7. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Безработным является любой неработающий человек.

Б. Безработица усиливается в период экономического кризиса.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Циклическая безработица максимальна

1) на пике экономической активности

2) в нижней точке спада экономической активности

3) в период роста экономической активности

4) в период стабильного экономического развития

9. Обведите в приведенном списке те категории населения, которые включаются в численность рабочей силы, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) домохозяйки,
2) частично занятые на производстве,
3) не имеющие работы, но активно ее ищущие,
4) отбывающие срок заключения в тюрьмах,
5) работающие по гибкому графику.

10. Рост безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных рабочих мест в сфере высоких технологий характеризует ситуацию на рынке

1) капиталов 3) труда

2) товаров и услуг 4) ценных бумаг

11. Вследствие спада на мировых финансовых рынках крупный инвестиционный банк сократил число своих филиалов и часть персонала. Приведенный пример иллюстрирует безработицу

1) фрикционную 2) сезонную

3) циклическую 4) структурную

12. Женщина, находящаяся в декретном отпуске относится к категории

1) занятых в общественном производстве

2) структурных безработных

3) устойчиво нетрудоспособных

4) не включаемых в численность рабочей силы

13. Человек, который болен бронхитом и по этой причине временно не работает, относится к категории:

1) занятых

2) безработных

3) временно безработных

4) не включаемых в общую численность рабочей силы

14. К неэкономическим отрицательным последствиям безработицы относится

1) рост конкуренции на рынке труда

3) недополученный выпуск продукции

2) замедление роста заработной платы

4) рост количества правонарушений

15. В стране А. во время экономического кризиса многие граждане потеряли работу. Длительное время не могут ее найти и перебиваются временными, случайными заработками. Выберите из приведенного ниже списка характеристики безработицы в стране А. и запишите цифры, под которыми они указаны.

    фрикционная 4) циклическая

    сезонная 5) скрытая

    открытая 6) структурная

16. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

1) верно только А 3)верно и А, и Б

2) верно только Б 4)оба суждения неверны

17. Установите соответствие между формами безработицы и конкретными примерами, их иллюстрирующими.

ПРИМЕРЫ

ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

А) После отъезда значительной части жителей из поселка в столицу, местный хлебозавод закрылся из–за отсутствия

заказов, работники лишились работы.

Б) После уборки урожая цитрусовых, работники получили расчет.

1) структурная

В) Производство завода признано нерентабельным, рабочие были уволены.

2) циклическая

Г) В условиях финансового кризиса фирма сократила количество бригад по обслуживанию работы шахты.

3) сезонная

Д) Работник отеля лишился работы осенью после отъезда последней группы туристов.

18. Установите соответствие между типами безработицы и соответствующими им гражданами, потерявшими работу.

Граждане

Типы безработицы

А) медицинская сестра, уволившаяся из-за аллергии на медикаменты

Б) сотрудник банка, уволенный в связи с ликвидацией филиала, вызванной финансовым кризисом

1) фрикционная

2) циклическая

В) рабочий автомобильного завода, уволенный в связи с сокращением выпуска автомобилей, вызванного невыгодной экономической конъюнктурой

Г) квалифицированный юрист, уволившийся с фирмы по причине конфликта с руководством

Д) менеджер предприятия, уволившийся в связи с переездом в другой город.

19. Выберите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие проявление фрикционной безработицы на рынке труда:

1) Гражданка М., квалифицированный экономист, два года не работала, ухаживая за больной матерью, приступив к поискам работы, не смогла найти место по специальности, отказавшись

пойти на работу курьером.

2) В связи с длительной рецессией, предприятие вынуждено было сократить около трети своего персонала, а часть сотрудников отпустить в бессрочный отпуск без сохранения содержания.

3) В связи с запретом на игорный бизнес, закрылись все городские казино, и их персонал потерял работу, бывшим крупье необходимо переквалифицироваться.

4) Врач-педиатр переехал по семейным обстоятельствам в другой город, пока он не смог найти работу по специальности и получает пособие по безработице.

5) В связи с экономическим спадом в стране потеряли рабочие места многие банковские и конторские служащие, «офисный планктон»

6) Бывший банковский юрист, имеющий опыт работы, ищет работу по своему профилю, предложенные ему вакансии его не устроили из-за слишком низкого жалования.

20. Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда.

2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей.

3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу.

4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников.

5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой.


ТЕСТ ПО ТЕМЕ: "ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА"

1. ВЫБОР ОДНОГО ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ВАРИАНТОВ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ ИЗ ПРЕДЛОЖЕННОГО ПЕРЕЧНЯ ОТВЕТОВ

1. К особенностям рынка труда не относится

1) продажа на рынке труда рабочей силы

2) постоянное превышение спроса рабочей силы над её предложением

3) регулирование рынка труда

4) изменяемость рынка труда из-за перемен в структуре профессиональной подготовки

2. Предложение труда зависит от

1) доли трудоспособного населения в общей его численности

2) миграционных возможностей населения

3) продолжительности рабочего дня

4) всего перечисленного

3. Наиболее вероятной причиной безработицы является

1) структурные сдвиги в экономике, приводящие к исчезновению устаревших отраслей появлению новых

2) увеличение числа частных (негосударственных) предприятий

3) усиление конкурентной борьбы между производителями

4) монополизация отдельных отраслей экономики

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ СХЕМ И ТАБЛИЦ.

1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: ______________________________

2. Запишите слово, пропущенное в таблице

Виды безработицы

Причины безработицы.

характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства.

Структурная

невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации.

зависит от работ в определенное время года (с/х рабочие, гиды).

Фрикционная

невозможность для уволенного работника найти свободное место по своей специальности

Ответ: _________________ и ___________________________ .

3. Запишите слово, пропущенное в таблице

Ответ: ___________________________ .

3. УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПОЗИЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ДВУХ МНОЖЕСТВАХ.

1. Верны ли следующие суждения о причинах возникновения структурной безработицы?

А. Причиной возникновения структурной безработицы является рост спроса на трудовые ресурсы.

Б. Причиной возникновения структурной безработицы является наступление определённого времени года.

2. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке страны.

Б. Безработица обостряет политическую ситуацию в стране.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

3. Установите соответствие между примерами и видами безработицы: к какой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Виды безработицы

А. для определённых профессий существует проблема занятости в определённое время года

1.Временная.

Б.Структурное преобразование отдельных предприятий, сокращение рабочих мест.

2.Сезонная

В.переход от одного места работы на другое или первичный поиск работы.

3.Структурная

Г.Поиск и ожидание выхода на работу

4.Циклическая

Д.Циклическое развитие рынка определяет число рабочих мест

5.Фрикционная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

4. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ФАКТОВ И МНЕНИЙ.

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Безработица относится к макроэкономическим проблемам. (Б) Представляется, что полная занятость – нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. (В) Фрикционная и структурная безработица является, как считают экономисты, совершенно неизбежно. (Г) Уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) отдельные исследователи считают, что ситуация на рынке труда прямо зависит от демографических процессов, происходящих в стране. (Б) За 1993-2000 гг. численность населения России сократилась на 3,5 млн человек. (В) Причём сокращение численности населения сопровождается его старением. (Г) Таким образом, это, видимо, приведёт к увеличению среднего возраста работающих и снижению их трудовой мобильности.

Определите, какие положения текста носят

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу рядом с буквой, обозначающий его характер.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие « трудовой договор». Найдите термин, «выпадающий » из общего ряда, и запишите цифру, под которой он указан.

1) срок 4) административное наказание

2) испытание 5) дисциплина труда

3) время отдыха 6) увольнение

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРЕДЛАГАЕМОМУ КОНТЕКСТУ.

1. В стране Н. о существовании безработицы говорит наличие высокого уровня вакансий, которые не могут быть заняты без переквалификации работников. Какой вид безработицы имеет место в стране Н.?

1) циклическая 3) фрикционная

2) скрытая 4) структурная

2. Ниже приведен ряд характеристик, относящихся к понятию «Рынок труда». Выпишите характеристику, выпадающую из этого ряда.

1)Норма безработицы 3) занятость

2) заработная плата 4) гиперинфляция

5) структурная безработица

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

В соответствии с Законом о______________(А) населения в Российской Федерации безработными признаются трудоспособные _____________ (Б), которые не имеют работы и ______________(В), зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут _____________(Г) и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты _______________(Д) и сохраняемого среднего заработка гражданам, увольнением в связи с _______________(Е) организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) занятость 5) гражданин

2) выходное пособие 6) ликвидация

3) заработок 7) приватизация

4) работа

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

6. НАХОДИТЬ, ОСОЗНАННО ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮ В ТЕКСТЕ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ.

В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве, соответствовавшей всеобщности и обязательности труда при социализме, к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся. Более половины экономически активного населения работают не на государственные структуры, а на себя, трудятся на предприятиях и в организациях частно-корпоративного типа. При этом 15% заняты в малом бизнесе. Около 9% классифицируются по методике МОТ как безработные…

Пропорции распределения занятых изменились в пользу тех отраслей, деловая активность которых возросла в связи с рыночными преобразованиями: торговли и общественного питания, материально-технического снабжения и торгового посредничества, кредитования, финансов и страхования… По показателю доли безработных в общей численности экономически активного населения наша страна практически догнала Великобританию, Германию, Нидерланды, Швецию.

Видимые метаморфозы занятости отражали перемены в характере и содержании «непосредственно общественного труда». Из коллективно-принудительной деятельности по производству плановой продукции и услуг заданного количества и ассортимента труд становится способом существования экономически независимых товаропроизводителей. На смену общественному и коллективному приходит частный индивидуальный труд.

Революция в собственности и сопровождавшие её институциональные преобразования в экономике привели к тому, что миллионы людей, ранее занятых планомерно организованным профессиональным трудом на государство, испытали свои силы и способности в преследуемом доселе предпринимательстве и в малом бизнесе, где слиты воедино труд, собственность и управление (контроль). Почти ¼ занятых в частном секторе – лица не наёмного труда. В их деятельности сочетается в самых разных пропорциях профессиональный и новаторский труд и одновременно труд по управлению с исполнительским трудом.

(И. Заславский)

1) Какие проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества выделяет и рассматривает автор?

2) Назовите перемены, произошедшие в содержании и характере общественного труда, положении наёмного работника в результате рыночных преобразований.

3) Что имеет в виду И. Заславский, утверждая: «В России переход от полной и безусловной занятости в общественном производстве… к системе экономической активности, отвечающей критериям рыночного хозяйства, состоялся»? Опираясь на текст, найдите объяснение этому утверждению.

4) Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости россиян в ходе развития рыночных отношений в экономике? Приведите на основе знания фактов общественной жизни примеры, подтверждающие эти перемены.

1. Комментарий : это задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Содержание верного ответа и указания к оцениванию предполагают, что в ответе должны указываться проблемы социально-трудовой сферы жизни российского общества.

2. Комментарий : данное задание направлено на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

3 . Комментарий : это требует привлечения дополнительного материала, оно нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений в связи с изученным курсом, на интерпретацию содержания текста с опорой на собственные знания. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

4. Комментарий : задание направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации, собственную аргументацию и формулировку оценочных суждений относительно позиций, заявленных в тексте. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

7. САМОСТОЯТЕЛЬНО РАСКРЫВАТЬ СМЫСЛ КЛЮЧЕВЫХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ПРИМЕНЯТЬ ИХ В ЗАДАННОМ КОНТЕКСТЕ.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах безработицы, и одно предложение, раскрывающее любую функцию безработицы.

Комментарий . Задание предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Рассмотрим алгоритм выполнения заданий такого типа.
Начиная выполнять задание, необходимо уяснить смысл требований:
при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать; не приводите позиций больше, чем требуется в условии;
необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.

Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «безработица»?) предполагает воспроизведение определения понятия «безработицы» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы, второе, раскрывающее любую из функций безработицы (второй и третий элемент ответа). Необходимо подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию, а непросто упоминание этого термина. Главное предложения должны демонстрировать

знание обществоведческого курса.

8. КОНКРЕТИЗИРОВАТЬ ПРИМЕРАМИ ИЗУЧЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК, ФОРМИРУЮЩИХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЙ КУРС.

Приведите два положительных и два отрицательных последствия безработицы, каждое из которых проиллюстрировав конкретным примером.

Тест по теме "Безработица"

1 вариант

Задание 1

1. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

  1. работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;
  2. равна сумме занятых и безработных;
  3. равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных;
  4. равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих.

2. Безработные – это:

  1. часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом занятых;
  2. часть экономически активного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;
  3. часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;
  4. трудоспособные физические лица, которые не работают.

3. Какое из приведенных утверждений является правильным?

"Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным". Это утверждение

  1. безусловно, верно;
  2. безусловно, неверно;
  3. верно, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза;
  4. верно, если этот человек активно ищет работу, зарегистрировавшись в районной службе по трудоустройству.

4. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:

  1. фрикционно безработных;
  2. скрыто безработных;
  3. не включается в общую численность рабочей силы;
  4. занятых.

5. Какое из приведенных утверждений является правильным?

Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший работу, попадает в категорию:

  1. фрикционно безработных;
  2. скрыто безработных;
  3. структурно безработных;
  4. вне рабочей силы.
  1. Естественной для экономики можно признать безработицу:
  1. Фрикционную
  2. Структурную
  3. Циклическую
  4. Верны А) и В)
  1. При естественной безработице
  1. циклическая безработица равна нулю
  2. реализуется потенциал экономики
  3. достигается полная занятость
  4. все ответы верны
  5. верного ответа нет
  1. Большое пособие по безработице увеличивает
  1. циклическую безработицу
  2. фрикционную безработицу
  3. структурную безработицу
  1. Уровень безработицы измеряется в процентах и определяется как отношение количества безработных к численности
  1. всего населения
  2. рабочей силы
  3. трудоспособного населения
  4. населения пенсионного возраста
  1. Уровень безработицы обычно выше среди
  1. квалифицированной рабочей силы
  2. неквалифицированной рабочей силы
  3. молодежи
  4. верны А) и С)
  5. верны В) и С)

Задание 2

Выполняем задание № 4 Заполни пропуски. Указав направление стрелки о росте или снижении данных процессов .

  1. ….. количество товаров и услуг.
  2. …..налоговые поступления
  3. …..уровень жизни
  4. ….конфликты в семье
  5. ….недовольство правительством
  6. ….рост преступлений

Задание № 3

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица». Составьте два предложения с данным понятием.

Задание № 4

Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 г. составила 73,0 млн.чел., или 49% от общей численности населения страны, а к концу 1996 года – 72,7 млн. чел. (49% от общей численности населения). Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67,0 млн. чел., а на конец 1996 года – 65,9 млн. чел.
А) Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.
В) Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов.

Тест по теме «Безработица»

2 вариант

Задание 1

1. Экономически активное население – это часть трудоспособного населения, которая:

А)работает по найму, занимается предпринимательской деятельностью, находится на государственной службе, учится и занимается домашним хозяйством;


Б)равна сумме занятых и безработных;


В)равна численности трудоспособного населения за вычетом безработных;


Г)равна сумме занятых и трудоспособных, но не работающих

2. Безработные – это:

А)часть трудоспособного населения, которая остается за вычетом занятых;


Б)часть экономически активного, но неработающего населения, которая остается за вычетом лиц, не намеренных работать и потому не ищущих работы;


В)часть экономически активного населения, которая остается за вычетом занятых;


Г)трудоспособные физические лица, которые не работают.

3. "Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является безработным". Это утверждение

А)безусловно, верно;


Б)безусловно, неверно;


В)верно, если этот человек не учится в общеобразовательной школе или на дневном отделении вуза;


Г)верно, если этот человек активно ищет работу, зарегистрировавшись в районной службе по трудоустройству.

4. Человек, который болен и временно не работает, относится к категории:

А)фрикционно безработных;


Б)скрыто безработных;


В)не включается в общую численность рабочей силы;


Г)занятых.

5. Работник, уволившийся добровольно, ищущий, но еще не нашедший работу, попадает в категорию:


А)фрикционно безработных;


Б)скрыто безработных;


В)структурно безработных;


Г)вне рабочей силы.


6.Естественной для экономики можно признать безработицу:


А)Фрикционную


Б)Структурную


В)Циклическую


Г)Верны А) и Б)

7.При естественной безработице


А)циклическая безработица равна нулю


Б)реализуется потенциал экономики


В)достигается полная занятость


Г)все ответы верны


Д)верного ответа нет


8.Большое пособие по безработице увеличивает


А)циклическую безработицу


Б)фрикционную безработицу


В)структурную безработицу

9.Уровень безработицы измеряется в процентах и определяется как отношение количества безработных к численности


А)всего населения


Б)рабочей силы


В)трудоспособного населения


Г)населения пенсионного возраста


10.Уровень безработицы обычно выше среди


А)квалифицированной рабочей силы


Б)неквалифицированной рабочей силы


В)молодежи


С)верны А) и В)


Д)верны В) и Б)


а) металлург, который по состоянию здоровья больше не может работать;

б) уволенный токарь, который в течение длительного времени не смог найти работу и прекратил поиски;

в) текстильщица ивановского комбината, переведенная в режим неполной рабочей недели;

г) программист, который уволился с прежнего места работы потому, что его не удовлетворяла выплачиваемая там зарплата.

12.Человек, который надеется вскоре вновь получить работу:

а) относится к разряду занятых; в) относится к разряду безработных;

б) не учитывается в составе рабочей силы; г) рассматривается как частично занятый, а частично безработный.

Задание 2

Соотнесите виды и причины безработицы, заполнив таблицу с ответами.

Виды безработицы

Причины безработицы.

1.Временная

А. для определённых профессий существует проблема занятости в определённое время года.

2.Сезонная

Б.Структурное преобразование отдельных предприятий, сокращение рабочих мест.

3.Структурная

В.переход от одного места работы на другое или первичный поиск работы.

4.Циклическая

Г.Поиск и ожидание выхода на работу

5.Фрикционная

Д.Циклическое развитие рынка определяет число рабочих мест

Задание № 3 Ниже приведен ряд характеристик, относящихся к понятию «Рынок труда». Выпишите характеристику, выпадающую из этого ряда.

Норма безработицы, занятость, заработная плата, гиперинфляция, структурная безработица.

Задание № 4 В стране Калифорнии насчитывается 76 млн. чел. в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. чел. не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги). В стране Калифорнии 4 млн. 600 тыс. человек безработных и 1 млн человек – работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день.

Определите уровень безработицы в стране.


Статьи по теме: