Как производится согласование расходов с заказчиком. Непредвиденные работы и затраты. разъяснения фау фссц. Затраты классифицируются по трем основным признакам

Если нужно регламентировать расходы сверх бюджета, воспользуйтесь нашими рекомендациями. Они подскажут, как усилить бюджетный контроль и сократить количество заявок вне бюджета, по каким правилам учитывать сверхбюджетные платежи, инициированные генеральным директором или собственниками компании.

Чтобы часто не корректировать бюджет и не искать деньги на незапланированные расходы, утвердите основные правила согласования заявок на сверхбюджетные расходы. Для этого создайте отдельный регламент или выделите раздел в общем бюджетном регламенте. В документе пропишите:

  • какие расходы в компании считать сверхбюджетными;
  • как согласовывать заявки на сверхбюджетные расходы;
  • как финансировать сверхбюджетные расходы;
  • что делать, если собственники и директор сами тратят сверх бюджета.

Какие расходы в компании считать сверхбюджетными

В регламенте согласования сверхбюджетных расходов дайте определение сверхбюджетным расходам и обозначьте их виды. Например, разделите на две группы в зависимости от того, есть статья в бюджете или нет, проходит ли по сумме.

Как регламентировать процедуру согласования заявок на сверхбюджетные расходы

Формула. Расчет скорректированных плановых операционных затрат

ЗО скi = В скi х К зо

Критерии существенности отклонений, которые могут вызвать срочную корректировку бюджета, пропишите заранее в общем бюджетном регламенте компании и продублируйте в регламенте согласования расходов сверх бюджета. Ответственность за привлечение внебюджетных источников возложите на руководителя компании.

Что делать, если собственники и директор сами инициируют сверхбюджетные расходы

Чтобы другие участники бюджетного процесса не несли ответственность за сверхбюджетные расходы, которые инициировали собственники или руководитель компании, сделайте так:

  • предусмотрите в финансовой структуре компании ЦФО «Администрация», владельцем бюджета которого будет генеральный директор;
  • создайте в структуре бюджета ЦФО «Администрация» группу статей «Расходы руководства» или «Расходы на непредвиденные нужды компании», по которым учитывайте все сверхбюджетные расходы по решению собственников и директора.

Когда вы будете рассматривать итоги бюджетного периода, это позволит без больших трудозатрат вывести перерасход, очищенный от сверхбюджетных расходов по решению руководителя и собственников. Так получится справедливо оценить качество работы финансового директора и бюджетного контролера в сфере бюджетного управления. Такой подход решает две главные проблемы:

  • за сверхбюджетные расходы ЦФО «Администрация» несут ответственность сами инициаторы таких расходов - руководитель и собственники;
  • такие сверхбюджетные расходы не будут прямо влиять на результаты выполнения бюджетов других ЦФО.

Подготовлено по материалам

Порядок использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты приведен в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Согласно пункту 4.33 указанного документа часть резерва средств, предусмотренного в сводном сметном расчете, в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой договорной цены.
В этом случае передаваемая подрядчику часть резерва средств предназначена для покрытия рисков подрядной организации, связанных с возможным увеличением в период строительства стоимости материалов и конструкций, услуг третьих лиц, ростом оплаты труда и т.п.

Согласно пункту 6 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

В соответствии с пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 при расчетах за выполненные работы по твердой договорной цене расшифровка расхода подрядчиком части резерва, включенного в твердую договорную цену, не требуется. Расчеты по отдельным лимитированным затратам должны осуществляться в соответствии с принятыми договорными условиями.

В случае, если расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за фактически выполненные работы, то весь резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренный в сводном сметном расчете, остается в распоряжении заказчика и в цену выполненных работ не включается.

В случае, если государственным (муниципальным) контрактом на строительство не предусмотрено условие использования резерва средств на непредвиденные работы и затраты для оплаты дополнительных работ или затрат, возникших в процессе строительства объекта, и не предусмотренных проектно-сметной документацией (твердой договорной ценой), то резерв средств на непредвиденные работы и затраты учтенный в твердой договорной цене, в соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя России от 05/03/2004 № 15/1 (МДС 81-35.2004), в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме согласованной при формировании договорной цены.

При необходимости выполнения дополнительных работ, превышающих объем предусмотренного договорной ценой резерва средств на непредвиденные работы и затраты, в проектно-сметную документацию вносятся изменения, а сметная документация подлежит обязательной повторной проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство которого финансируется с привлечением средств федерального бюджета. При этом выполнение дополнительных работ рекомендуется осуществлять на основании отдельного контракта или дополнения к основному контракту.

ВОПРОС: Как распределяется между Заказчиком и Подрядчиком резерв средств на непредвиденные работы и затраты?

ОТВЕТ:

В сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предназначенный для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в процессе разработки рабочей документации или в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства по объектам (видам работ), предусмотренным в утвержденном проекте.

Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете в размере, согласованном заказчиком и подрядчиком, может включаться в состав твердой свободной (договорной) цены на строительную продукцию. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные объемы работ эта часть резерва подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика. (Извлечение из письма ГОССТРОЯ РФ от 29.12.1993 №12-349 " О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА И СВОБОДНЫХ (ДОГОВОРНЫХ) ЦЕН НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ" п.3.5.9).(в ред. писем Минстроя РФ от 06.07.95 N ВБ-26/12-201, от 25.04.96 N ВБ-29/12-148).

Согласно п. 3.5.9.1 "Порядка определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений" (письмо Госстроя России от 29.12.93 N 12-349) часть резерва на непредвиденные работы и затраты передается Заказчиком Подрядчику только в случае твердой договорной цены. При производстве расчетов между заказчиком и подрядчиком за фактически выполненные работы весь резерв остается в распоряжении заказчика. При этом сообщаем, что в связи с выходом "Порядка..." письмо Минархстроя Российской Федерации от 17.01.92 N БФ-39/12 утратило силу. (Извлечение из письма Минстроя РФ от 30.08.1995 №12-251 " О РЕЗЕРВЕ НА НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАБОТЫ").


ВОПРОС: Непредвиденные затраты 2% можно ли применить к ремонтным работам (капитальный и текущий ремонт)? Есть ли документальное обоснование кроме МДС 81-35.2004 ? Как применять в смете, где вставлять и на что считается? Что входит в непредвиденные затраты, кроме того что написано в МДС 81-35.2004 ?

ОТВЕТ:

Непредвиденные в размере 2% применяются при капит а льном ремонте. В МДС (п. 4.96) всё описано.

В смете начисляется на итог перед НДС (т.е. на стоимость СМР с учетом затрат на временные здания, зимнее удорожание, перевозку рабочих (если вы их берете) .

Для обоснования непредвиденных затрат, при составлении КС , дела ется отдельный расчет на работы (стоимость должна быть не менее резерва, предусмотренного сметой), которые не предусмотрены сметой к договору, не являются дополнительными работами, возникшими в процессе выполнения работ, но являются необходимыми (допустим, ошибка в проектной документации на ремонт, если таковая имеется).

Непредвиденные затраты - лимитированная сумма. И если ее не хватает, значит надо вносить изменения в проектно-сметную документацию и учитывать затраты именно на непредусмотренные работы, которые возникли в процессе строительства. А если твердая договорная цена с учетом лимита непредвиденных не покрывает расходов на возникшие работы, то подрядчик должен разложить "непредвиденные затраты" все по "полочкам" (составить смету, калькуляцию и т.д.) для заказчика, и заказчик должен определить нужно ли это, т.к. это его дополнительные расходы. И это прописывается в договоре подряда обязательно т.е. " форс-мажорные обстоятельства". При определении дополнительных затрат все прописывать нужно в договоре подряда ОБЯЗАТЕЛЬНО .


ВОПРОС: Просим дать разъяснения по вопросу включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет стоимости строительства.

ОТВЕТ:

На основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 п. 4.96), а также приказа Минрегиона РФ № 220 от 01.06.2012 г. «О внесении изменений в Методику определения стоимости строительной продукции на территории РФ» в сводный сметный расчет стоимости строительства включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в размерах, установленных нормативными документами. Вышеуказанные документы включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Постановлением Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. «О признании утратившими силу пунктов 31.1 и 31.2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» из постановления Правительства № 87 от 16.02.2008 г. исключены вышеуказанные пункты, которые были ранее включены постановлением Правительства РФ №1006 от 07.12.2010 г. (о включении в сводный сметный расчет стоимости строительства резерва средств на непредвиденные работы и затраты).


ВОПРОС: Государственная экспертиза исключает резерв из сводного сметного расчета, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 628 от 25.06.2012 г. Правомерно ли замечание экспертизы?

ОТВЕТ:

Учитывая, что Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (далее - Положение) предназначено для установления требований к разделам и содержанию проектной документации, а не к порядку учета в сметной документации отдельных видов затрат, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 года № 628 пункты 31 (1) и 31 (2) указанного Положения были исключены.

Согласно пункту 30 Положения сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета (далее - федеральный реестр сметных нормативов).

Порядок составления сметной документации установлен Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), включенной в федеральный реестр сметных нормативов.

Пунктом 4.96 МДС 81-35.2004 (в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220) установлен порядок учета в сметной документации резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, резерв средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, определяется в соответствии с п. 4.96 МДС 81-35.2004.


ВОПРОС: При составлении последней редакции МДС 81-35.2004 в п.4.96. был убран последний абзац из предыдущей редакции, а именно: «при расчетах за выполненные работы по договорам с установленной твердой договорной ценой, резерв средств на непредвиденные работы и затраты в актах приемки выполненных работ не расшифровывается и оплачивается заказчиком по норме, согласованной при формировании договорной цены». Допускает ли новая редакция МДС:

- включать резерв на непредвиденные работы в полном объеме (3,0% для объектов производственного назначения) при формировании твердой договорной цены,

- включать в акты приемки выполненных работ и оплачивать по норме, согласованной при формировании договорной цены.

ОТВЕТ:

В соответствии с пунктом 4.96 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), в редакции приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 220, резерв средств на непредвиденные работы и затраты определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета для объектов капитального строительства производственного назначения в размере, не превышающим 3-х процентов.

При этом возможность учета части резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурсной документации определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон) цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

Взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.

Учитывая изложенное, необходимость подтверждения подрядчиком резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включенного в твердую договорную цену, устанавливается государственным контрактом и в случае отсутствия такого подтверждения цена государственного контракта может быть снижена.


ВОПРОС: При прохождении экспертизы проектно-сметной документации ФГУ «Главгосэкспертиза», ссылаясь на приказ Минрегиона России от 01.06.2012 №220, потребовала согласовать с заказчиком размер средств на непредвиденные работы и затраты. Заказчик ответил, что согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.2012 №628 «О признании утратившими силу пунктов 31(1) и 31(2) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» резерв средств на непредвиденные работы и затраты в сводный сметный расчет не включается, а приказ Минрегиона от 01.06.2012 №220 отменен.

ОТВЕТ:

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2012 № 220 внесены изменения в Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденную постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика), в том числе в пункт 4.96 раздела IV Методики, касающийся резерва средств на непредвиденные работы и затраты.

Учитывая изложенное, объем средств на непредвиденные работы и затраты объектов капитального строительства, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется в соответствии с вышеуказанным приказом и включается в сводный сметный расчет стоимости строительства.


ВОПРОС: В настоящее время нашей организацией проводится проверка и согласование аукционной документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на строительство.

По данному объекту имеется в наличии проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, приказ о ее утверждении, выделены лимиты средств федерального бюджета для производства работ по строительству на 2010 год.

В целях исключения возможных неточностей при расчете начальной (максимальной) цены контракта просим:

1. Пояснить порядок учета резерва средств на непредвиденные расходы при расчете начальной (максимальной) цены контракта. Цена государственного контракта является твердой.

2. Уточнить порядок расчета начальной (максимальной) цены контракта с указанием регламентирующего документа по данному виду расчета.

3. Уточнить порядок оплаты резерва средств на непредвиденные расходы при строительстве объекта.

ОТВЕТ:

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по вопросу применения положений Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе по вопросам о порядке формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта (включение в твердые цены тех или иных затрат, в том числе и резерва средств) и порядке расчетов за выполненные работы (прочие затраты) по государственным контрактам с твердой договорной ценой, рекомендуется обращаться в Минэкономразвития России.

При этом согласно п. 4.1 статьи 9 Федерального закона от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2. 1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 статьи 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.1 статьи 6 указанного Федерального закона определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком строительства.

По мнению Минрегиона России по решению заказчика часть резерва на непредвиденные работы и затраты, как правило не более 50% от норматива средств, может быть включена в начальную (максимальную) стартовую цену торгов (аукциона).

Кроме того, Минрегион России считает, что начальная (максимальная) цена конкурса (аукциона) может быть определена базисно-индексным способом с применением индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России, действовавших на момент объявления торгов и прогнозных индексов-дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Прогнозные индексы-дефляторы рекомендуется применять с учетом объемов работ, планируемых к выполнению в конкретном квартале, определенных в соответствии с проектом организации строительства (календарным планом работ).
При этом взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренным государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.


Организационные операции в потоках должны быть согласованы по продолжительности затрат времени на их выполнение. Время на выполнение организационных операций должно быть равно или кратно такту потока (τ). В многофасонных потоках с цикличным запуском оно должно быть равно или кратно цикловому такту (τс).

Затраты времени на неделимые операции имеют различную продолжительность и поэтому скомплектовать неделимые операции в организационные с равной или кратной такту продолжительностью времени невозможно. Поэтому допускают отклонения от расчетного времени такта ±5% (практически допускают ±10%).

Затрату времени организационной операции (t р) рассчитывают по формуле

где К - количество рабочих, занятых на выполнении организационной операции.

Кратные операции часто рассчитывают в потоках большой мощности (с маленьким тактом), когда время " ряда неделимых операций больше такта потока в 1,06 (1,11) и более раза. К - всегда целое число.

Эта формула выражает основное условие согласования времени операций: время организационной операции должно быть равно или кратно такту потока с отклонением от него ±5% (±10%).

В многофасонных потоках с цикличным запуском основное условие согласования имеет вид

где С - цикл одновременно изготовляемых моделей; t р.А, t р.Б и т. д. - затраты времени на операцию по моделям А, Б и т. д.

Как видно из формулы, затрата времени на организационные операции в многофасонных потоках согласуется по всем моделям, т. е. определяется затрата времени организационных операций на все модели (суммарно). При этом затрата времени на отдельные модели в организационной операции может быть различной. Например, при τ ср =100 с, С=3 и К= 1

Однако t p.А может быть равно 285÷315 с, а t р.Б и t p.C в в этом случае должны быть равны нулю. Это означает, что на этой операции исполнитель обрабатывает только одну модель, а две последующие модели, лежащие в соседних ячейках транспортера, он пропускает. Это нарушает ритм работы потока и затрудняет укладывание обработанных изделий в ячейки транспортера. Поэтому в многофасонных потоках с цикличным запуском, помимо основного условия согласования, определяют еще дополнительное условие согласования времени цикловых организационных операций. Дополнительное условие согласования определяют по формуле

где t cp - средняя затрата времени организационной операции на одну модель, с;

t o.р - допускаемое отклонение в расчетном времени цикловых операций, с. Оно, в свою очередь, определяется по формуле


где L - шаг рабочего места (при изготовлении пальто равен 1,3 м);

l - шаг гнезда транспортера (при изготовлении пальто равен 0,55-0,7 м);

t о.ф - фактически допустимое отклонение времени при выполнении операций в результате полома иглы, перезаправки нитки шпули и т. д., с.

Для ручных операций t о.ф принимают обычно равным 60 с, для машинных - 90 с.

Квадратные скобки в формуле означают, что здесь учитывается только абсолютная величина отклонений. Знаки учитываются при проверке по Σt o . *

* (Σt o - сумма подряд идущих отклонений от среднего времени организационных операций с одинаковым знаком. Это условие принимают во внимание, когда в потоке изготовляют одновременно более четырех моделей. )

В согласование операций входит также определение возможности применения кратных операций при условии работы без смещения (без обмена) * и проверка шага гнезд. Возможность применения кратных операций при работе без обмена определяется по формуле

* (Работа без смещения (без обмена) - когда изделие не меняет ячейки, в которую оно уложено при запуске; рабочий берет изделие или деталь и после обработки успевает положить его в ту же ячейку. )


где К - возможная кратность при работе без смещения;

L д - диапазон охвата руки рабочего; он принимается равным:

при работе сидя 1,3-1,35 м;

при работе стоя 1,4-1,45 м.

Знак "≤" означает, что кратность при работе без смещения может быть равна или меньше целого числа, полученного по этой формуле. Например, требуется определить возможность применения обыкновенных кратных операций, выполняемых вручную сидя, если L д = 1,35 м; τ = 100 с; l = 0,5 м; t о.Ф = 60 С. Подставляя значения в формулу, получим

Это означает, что в данном конвейерном потоке при работе без смещения могут выполняться кратные операции, рассчитанные не более чем на двух рабочих.

Условия согласования улучшаются с уменьшением значений величины l - шага ячеек. Поэтому на ряде фабрик гнезда на транспортерах делают более короткими, а ширину лент транспортеров несколько увеличивают, оставляя площадь гнезд примерно равной площади, рекомендованной в литературе. В транспортерах КЗ и КМ длина гнезд уменьшена до минимума.

Проверка шага гнезд для равных операций однофасонного потока производится по формуле


где t о.ф = 60 с для ручных работ;

t o.ф - 90 с для машинных работ;

L - шаг рабочего места.

Из формулы видно, что шаг гнезд проверяется только для машинных работ при t о.ф = 90 с.

В многофасонных потоках шаг гнезд проверяется для цикловых операций по формуле


где L - шаг рабочего места;

t o.р - допускаемые отклонения от расчетного времени.

При меньшем шаге гнезд лучше обеспечиваются условия согласования времени операций в потоке. Но сильно уменьшать шаг гнезд нельзя, - так как это осложнит условия укладывания и нахождения деталей в гнездах транспортера. Это учтено в транспотерах КЗ и КМ путем использования места по высоте.

В многофасонных секционных и агрегатно-групповых потоках комплектование операций производится по каждой секции в отдельности.

Комплектование операций можно выполнять в форме таблицы (табл: 18).

При комплектовании неделимых операций в организационные учитываются основные и дополнительные условия согласования, а также ряд других технологических и организационных требований, изложенных ниже.

Ценовая политика организаций является весьма гибкой. Фирмы разрабатывают прайс-листы, предусматривающие систему цен на товары в зависимости от объема продаж, условий оплаты, формы платежа, условий доставки и т. д.

Цена конкретной сделки во многих случаях определяется менеджером по продажам при заключении договора. При этом он исходит из ценовой политики, формируемой планово-экономическим или маркетинговым подразделением и закрепленной в организационно -распорядительных документах.

Порядок разработки, согласования и утверждения цен следует оформить одним организационно-распорядительным документом - Положением о порядке разработки, согласования и утверждения цен на серийную продукцию машиностроительного предприятия (далее - Положение ), разработка которого является первым этапом в документальном оформлении и экономическом обосновании ценовой политики. Следует отметить, что многие организации не считают нужным принимать такой документ. Это может сыграть отрицательную роль и привести к дополнительным объяснениям с налоговыми органами при проводимых ими проверках.

Покажем, как может выглядеть данный документ.

Положение о порядке разработки, согласования и утверждения цен на серийную продукцию машиностроительного предприятия

1. Общие положения

Общее руководство ценовой политикой предприятия осуществляется генеральным директором или главным конструктором.

Руководство работами по разработке, внедрению, развитию на предприятии системы ценообразования осуществляет заместитель генерального директора по экономике и коммерческим вопросам.

Отдел цен и ценовой политики (ОЦиЦП) формирует внутренние цены на продукцию, изготавливаемую в рамках госзаказа, а также себестоимость изделий по коммерческим заказам с использованием рекомендаций бюро экспортно-импортных контрактов (БЭИК) и бюро маркетинга (БМ); ведет работу по ценообразованию с поставщиками покупных комплектующих изделий (ПКИ), узлов и деталей, изготавливаемых по кооперации:

    запрашивает цены на ПКИ, анализирует их уровень, организует согласование цен на предприятии и с поставщиками ПКИ. На ПКИ и материалы, стоимость которых менее 5 тыс. руб. за единицу (штука, кг, м и т. д.), решения по согласованию цены соответствующие службы принимают самостоятельно, без участия ОЦиЦП;

    рассчитывает цены на материальную часть по кооперации;

    ведет статистику цен и переписку по ценам с поставщиками ПКИ и отдельных видов материалов специального назначения.

    Цена и ценовая политика для предприятия - один из существенных элементов организации управления предприятием. Основные целевые установки:

    согласование ориентировочных цен на продукцию до ее запуска в производство и твердых фиксированных (договорных) цен до даты отгрузки;

    согласование цен на ПКИ, деталей по кооперации в срок, исключающий срыв поставки при обеспечении безубыточности для предприятия данного ценового решения.

Цена изделия должна находиться на уровне, обеспечивающем не только компенсацию затрат на его разработку в течение необходимого периода (если она не финансировалась отдельно), производство и гарантийное обслуживание, но и гарантировать прибыль в объемах, необходимых для развития предприятия и проведения перспективных разработок, и при этом обеспечивать конкурентоспособность продукции предприятия.

Для серийных изделий до 31 декабря и 31 июня каждого года ОЦиЦП разрабатывает, согласовывает с заместителем директора и утверждает у генерального директора протокол базовых (минимальных) цен. Цены на изделия, устанавливаемые для конкретного заказа, оформляются в протоколе цены и формируются исходя из:

    условий предоплаты (величины и срока аванса);

    количества изделий (величины партии);

    срочности поставок (надбавки за срочность);

    назначения поставок (государственный оборонный заказ, коммерческая поставка);

    гарантийных обязательств;

    базиса поставки.

После утверждения протокола цены генеральным директором один экземпляр передается в отдел сбыта в целях оперативного заключения договоров и согласования условий поставки.

В период срока действия протокола базовых цен ОЦиЦП проводит оперативный мониторинг цен на ПКИ и экономических условий работы предприятия (уровень средней зарплаты, накладных расходов и т. п.), а также готовит предложения по плановой корректировке цен. Возможна внеплановая корректировка цен в случае резкого изменения составляющих структуры цены.

Пояснения к процессу разработки, согласования и утверждения цен на продукцию предприятия

1. Запросы стоимости продукции от заказчиков с резолюциями генерального директора направляются заместителю генерального директора по экономике и коммерческим вопросам для решения вопросов взаимодействия с заказчиками (определения коммерческих условий будущего заказа).

2. Бюро маркетинга организует систематическую работу по формированию конкурентоспособной цены, для чего запрашивает у ведущего конструктора отдела информацию об изделии и его аналогах в РФ и за рубежом (основные технические параметры, информацию по цене аналога; используют альтернативные источники информации).

3. После получения данных от конструкторского отдела (КО) бюро маркетинга делает расчет лимитной цены, исходя из потребительских свойств изделия и сложившейся конъюнктуры (модель 1), и согласовывает цену с заместителем директора.

4. ОЦиЦП выпускает служебные записки (см. Приложение) для получения исходных данных в адрес КО, ОТиЗ, ОГТ, архив и головной отдел по проведению КПИ (модель 2).

5. Подразделения-исполнители обязаны выдать ОЦиЦП затребованную информацию в установленные сроки.

6. ОЦиЦП анализирует полученные исходные данные, производит расчет цены и сравнивает ее с лимитной ценой, предложенной бюро маркетинга.

В случае размещения изготовления узлов и деталей по кооперации, ПДО и БОКП (бюро организации кооперированного производства) предварительно сообщают об этом в ОЦиЦП для расчета лимитных цен на эту материальную часть.

7. В случае если расчетная цена выше лимитной, заместитель директора организует работы по снижению затрат на предприятии и на предприятиях-поставщиках ПКИ (модель 3).

7.1. ОЦиЦП направляет служебные записки в КО, ОТиЗ, ОГТ, ПДО о необходимости разработки мероприятий по снижению трудоемкости за счет изменения конструкции, дополнительного оснащения и т. п.

7.2. ОЦиЦП рассчитывает лимитные цены на ПКИ и согласовывает их с поставщиками.

8. После получения предложений по снижению трудоемкости и согласования лимитных цен на ПКИ ОЦиЦП рассчитывает цену с уменьшенными затратами, согласовывает ее с заместителем директора и утверждает у генерального директора, если расчетная цена меньше лимитной. Если расчетная цена по-прежнему превышает лимитную цену, ОЦиЦП повторно организует мероприятия по снижению трудоемкости. В случае невозможности обеспечения конкурентоспособности руководство решает вопрос о снятии изделия с производства либо его модернизации с целью улучшения технических характеристик.

9. ОЦиЦП готовит ответ заказчику на основании утвержденной цены и согласованных коммерческих условий.

10. Для ведения работы по ценообразованию ОЦиЦП получает информацию от служб предприятия, других предприятий и организаций:

    ПЭО - экономические показатели на текущий год;

    бухгалтерия - сведения по фактическим затратам по заказам; цены на приобретенные материалы (ежемесячно);

    ОТК (отдел технического контроля) - график проведения КПИ (ежегодно);

    КО - технические условия (ТУ) на поставку изделий, техническое задание (ТЗ) на проведение опытно-конструкторских работ;

    библиотека предприятия - периодические издания по вопросам ценообразования (журналы «Справочник экономиста», «Экономика и жизнь» и т. п.);

    предприятия - поставщики комплектующих изделий - цены на ПКИ.

Приложение

Алгоритм расчета цены по аналогу

Расчет стоимости изделия «И» . В качестве аналога для определения цены изделия «И» взято изделие «А». Тактико-технические характеристики изделий приведены в таблице.

Тактико-техническая характеристика изделий

Основная характеристика

Вес характеристики, %

К-36Д-3,5Э

К-36Л-3,5Я

1. Диапазон применения

1.1. По высоте, км

1.2. По индикаторной скорости, км/ч

2. Минимально безопасная высота

При скорости 741 км/ч

покидания для режимов:

2.1. Перевернутый полет, м

2.2. Пикирование с углом 30 градусов, м

3. Масса размещаемого экипажа, кг

4. Регулировка по росту, мм

5. Масса изделия, кг

6. Период замены ПКИ, лет

Стоимость аналога на 2012 г. составляет 134 000,00 руб. без учета НДС. Исходя из полученных выше данных, произведем расчет цены (Ц) изделия «И» по формуле:

где Ц а - стоимость аналога, руб.;

n - удельный вес i характеристики изделия, оказывающий влияние на цену;

B i - i параметр изделия «И»;

B ai - i параметр аналога;

V - коэффициент торможения (0,8–1,0).

По экспертной оценке коэффициент торможения принимаем на уровне 0,9.

Многие застройщики и прочие участники строительного процесса сталкиваются с проблемами в вопросах согласования сметной документации. В чем же особенности проведения таких работ? Какие моменты при оформлении сметной документации должны браться в расчет? Как рассчитывается сметная стоимость?

Основы согласования документов

Процесс согласования сметной и технической документации во многом зависит от места, где находится сооружение. При этом процесс согласования бумаг в отношении определенного проекта проходит во многих организациях, официально уполномоченных на осуществление подобных функций. Специальные структуры проверяют документацию на факт соответствия действующему техрегламенту и требованиям ГрК РФ. Не меньшее внимание уделяется и сметной документации, которая проверяется на факт актуальности, обоснованности трат и соответствия цен тем, что действуют на рынке в момент постройки.

Если говорить в общем, то согласование проектно-сметной документации должно проходить с участием следующих структур:

  • архитектора района;
  • Роспотребнадзора;
  • управы города;
  • органов ГО и ЧС;
  • регионального органа, занимающегося вопросами градостроительства и архитектуры;
  • энергосбытовых компаний;
  • департаментов, занимающихся природоохранной деятельностью и городским имуществом;
  • ГУОП и так далее.

Если объект возводится на охраняемом участке, имеющем какое-либо культурное или историческое значение, что может потребоваться дополнительное согласование. Но сметная документация в такой ситуации, как правило, остается без изменений.

Особенности составления сметы

Чтобы упростить процесс согласования сметной документации, стоит внимательно подходить к составлению бумаг и привлекать к расчетам только профессионалов. Важно учесть, что стоимость капремонта или строительства представляет собой общий объем расходов, которые необходимы для реализации того или иного проекта. Для вычисления стоимости работ часто применяются базовые параметры, то есть стоимость строительства (реконструкции) аналогичных объектов. Далее с применением обоснований осуществляется разработка проектной документации, в которой должны быть уточнены технико-экономические параметры или решения.

Что касается сметной стоимости, то под этим термином подразумеваются расходы на возведение (реконструкцию) сооружения с учетом уже готовой проектной документацией. Решение вопросов по разработке и согласования проводится по поручению инвестирующей стороны (заказчика) в процессе разработки проекта.

По размеру сметной цены можно вычислить размер капвложений в процессе инвестирования строительства (ремонта) здания. Кроме того, вычисленная стоимость используется при оформлении договора по закупке товаров, а также в процессе расчетов по факту выполняемых работ. Смета зачастую является базой для проведения учета и составления отчетности, а также оценки работы строительных компаний.

Чтобы ускорить процесс согласования сметы, при расчете последней должны быть учтены следующие моменты:

  • Рабочая документация и проект — в том числе и схемы, спецификация оборудования, пояснительные записи к проекту и так далее.
  • Существующие на момент составления документации нормативы в отношении смет. Здесь же должны быть учтены расходы на транспорт, покупку оборудования и мебельной продукции.
  • Соответствующие решения со стороны органов федеральных и муниципальных властей в секторе возведения сооружений и капремонта.

При оформлении сметы важно учесть и требования к составу таких бумаг. В частности, в состав документации должны входить объектные, объектно-сметные и локально-сметные и локальные расчеты. Необходимо приводить и сметные расчеты, а также общие сводки расходов застройщика при возведении (реконструкции) объекта.

Каждый из видов расчетов имеет индивидуальные особенности. К примеру, локальные сметы представляют собой первичные документы, которые оформляются для конкретного типа мероприятий. Что касается локально-сметных вычислений, то они потребуются при неопределенности в расходах и необходимости их уточнения. Последние расчеты проводятся с учетом задания на разработку проекта, результатов техобследования сооружения, а также перечня работ, необходимых для выполнения поставленных задач.

В процессе составления сметы на возведение или капремонт сооружения должны использоваться общие принципы образования цены, которые действуют на момент составления документов. При этом цена исходных материалов может изучаться как инвестирующей стороной, так и подрядной организацией на этапе оформления подрядного соглашения по выполнению работ.

В процессе определения цены должны составляться следующие документы — инвесторские сметы с точными вычислениями расходов (в том числе вероятных издержек), а также сметы подрядчика в случае, когда договор составляется на базе тендерной документации. Стоимость сооружения (строительства, ремонта) определяется посредством составления сметы. Последняя оформляется с учетом действующих тарифов, норм и расценок.

Чтобы согласование сметы не вызывало сложностей, важно точно определить сметную стоимость. При этом к вниманию должна приниматься следующая документация:

  • Непосредственно в проекте — сметные вычисления на конкретные типы расходов, общие вычисления затрат на возведение объекта, локальная и объектная смета;
  • Для рабочих документов — сметы локального и объектного типа.

Как только проект готов (сметная и техническая часть), документ передается для согласования.

Следующий этап — экспертиза со стороны уполномоченных инстанций. По завершению экспертизы и после получения положительного заключения документация утверждается заказчиком.

Последний этап — получение разрешения со стороны организаций госархстройконтроля. Только после этого начинается само строительство.

Статьи по теме: