Общая характеристика средневековой экономической мысли. Экономическая мысль средневековья Экономическая мысль раннего и позднего средневековья

Средневековое восприятие и истолкование экономики наиболее полно отражено в трудах схоластов (т.е. богословов и философов, обучающих в школе (греч. schole ). Поскольку Средневековье разделяют на раннее, "срединное" и позднее, то, соответственно, и схоластические учения разделяют на три периода.

  • 1. Ранняя схоластика, которую обычно датируют временем от 400-х до 1200-х гг. Во многих отношениях этот период связан с Августином Блаженным и близким ему неоплатонизмом. Выдающимися фигурами в этот период были ирландский монах Иоанн Скот Эриугена (IX в.), Ансельм Кентерберийский (XI в.), известный так называемым онтологическим доказательством существования Бога, а также скептически мыслящий француз Пьер Абеляр (XII в.), который, в частности, способствовал оттачиванию схоластического метода постановки и обсуждения философских вопросов.
  • 2. Зрелая схоластика, которая охватывала период приблизительно с 1200-х гг. до первых десятилетий XIV в. Выдающимися представителями этой эпохи грандиозных систем и синтеза были Альберт Великий (ок. 1200–1280), его ученик Фома Аквинский и главный оппонент Фомы Иоанн Дунс Скот (1265/66–1308).
  • 3. Поздняя схоластика, характеризующая период с начала XIV в. до расцвета Ренессанса. Его ведущим представителем был англичанин Уильям Оккам (ок. 1300–1349/50). Он утверждал, что вера и разум существенно отличаются друг от друга и обосновывал номинализм и поворот разума к эмпирическому, "реальному" миру. Таким образом, его учение знаменовало собой переход к естественнонаучной философии Нового времени.

Номиналисты подчеркивали особое значение веры и Откровения, которые выше постижения разумом (традиция, идущая от Тертуллиана к Лютеру). Согласно номиналистам, если бы разум сам смог постичь то, чему учит нас с помощью Божьего слова и веры Откровение, то ослабло бы значение Боговоплощения – рождение, жизнь, страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа. Говоря светским языком, номиналисты утверждали, что в науке есть исходные понятия (аксиомы), принимаемые на веру, и получить их путем исследования эмпирического мира невозможно ("Из того, что есть, невозможно вывести то, что будет").

Реалисты смотрели на этот вопрос по-другому. Некоторые из них, находившиеся под влиянием неоплатонизма, считали, что благодаря разуму человек уподоблен Богу – творцу всего сущего ("человек создан по образу и подобию Божьему"). Однако реализовать свои потенции творца человек может только в том случае, если используемые им понятия соответствуют чему-то реальному, т.е. предполагают онтологию (теорию бытия) и эпистемологию (теорию познания), соответствующие "реалистической" точке зрения на окружающие универсалии ("Верить можно лишь в то, что возможно доказать и экспериментально подтвердить").

Теоретические (в том числе и экономические) воззрения Средневековья наиболее ярко отразились в учениях католицизма. Богословы и церковные юристы (схоласты и канонисты) разработали методы анализа и синтеза, элементы которого вплоть до настоящего времени используются при написании научных трактатов (цитирование авторитетного, канонического текста – логическая цепочка умозаключений – нравоучение как выводы исследования). Наиболее полно экономическая доктрина средневекового Запада отражена в трудах итальянского богослова Фомы Аквинского (1224–1265). Его книги стали официально признанной энциклопедией католицизма. Учение Фомы (по латыни – Тома, отсюда происходит название философского направления томизма и неотомизма, служащего научной методологией для католических богословов и католических университетов Европы), является христианизацией и дальнейшим развитием этических и экономических идей Аристотеля.

Фома Аквинский родился вблизи местечка Аквино недалеко от Неаполя в аристократической семье. Воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино, учился в Неапольском университете. Вопреки желанию своей семьи он стал монахом недавно созданного доминиканского ордена. В возрасте 20 лет он отправился в Парижский университет, в который вернулся для продолжения учебы после пребывания в Кельне. В 1245–1248 гг. он учился у Альберта Великого, работавшего над объединением учений христианства и аристотелизма.

Жизнь Фомы была заполнена работой и путешествиями с целью обучения. Он написал удивительно большое число произведений, хотя умер незадолго до своего пятидесятилетия. Был канонизирован в 1323 г., через 49 лет после смерти. В 1879 г. его учение было признано официальной философией Римско-католической церкви.

Наиболее известными являются его учебники по теологии "Сумма теологии" и "Сумма истины католической веры против язычников". Первый труд был предназначен для преподавания в школах, второй – в помощь христианским миссионерам. В дополнение к этим объемным и быстро написанным работам он создал много трудов философского и теологического содержания. Среди них: "Комментарии к Библии", "О правлении князей" и "Спорные вопросы", которые поднимали проблемы зла, истины, души и т.п.

Аристотелевская Первопричина заменена у Фомы Богом. При этом он иначе, чем Аристотель, понимает законы. Фома жил не в городе-государстве, а в феодальном обществе и придерживается присущей этому обществу точки зрения на законы. Не касаясь известных взглядов Аристотеля, отметим только некоторые свойственные Фоме особенности понимания соотношения веры и разума, а также законов.

Томистский синтез христианства и аристотелизма характеризуется гармонизацией – гармонизацией Бога и мира и гармонизацией веры и разума. В споре об универсалиях Фома придерживается умеренного (аристотелевского) концептуального реализма. Понятия существуют, но только в вещах. Наше знание начинается с чувственных восприятий, но с помощью абстракции мы распознаем общие принципы устройства (или универсальное, т.е. то, что исследует наука) в окружающих вещах. Это положение имеет для Фомы теологические следствия. Люди в состоянии с помощью присущего им естественного рассудка (здравого смысла) распознать многие принципы универсума (упорядоченного мира), включая определенные основания для вывода о том, что универсум создан Высшим существом (томистское доказательство существования Бога). Другими словами, разум и откровение (вера) сливаются друг с другом. Главным в томистской моральной философии является то, что человек обладает способностями (потенциями ), которые он может реализовать разными способами. Благими являются те действия, которые в наибольшей степени реализуют специфические человеческие способности и лучше воплощают человеческую природу.

Фома следует за Аристотелем в понимании того, чем является подлинная человеческая природа. Человек по природе является разумным и духовным созданием. Следовательно, в добродетельных действиях реализуются его рациональные и духовные способности. Как и Аристотель, Фома не отвергает представления о том, что человек является земным творением и что разные люди обладают в некотором смысле разными способностями. Трактуя общество как органическую систему, он, следуя за Аристотелем, считал, что различия в социальном положении людей коренятся в их естественных различиях. Но все люди должны собирать мед для общества, уподобляясь медоносным пчелам.

Труд рассматривался как богоугодное дело, необходимое для поддержания жизни, предотвращения праздности, укрепления нравственности, приобретения возможности раздавать милостыню. Однако Фома оправдывал существование феодальной знати, считая феодальную ренту вполне правомерной формой платы паствы за свою безопасность от насилия. Подношение духовенству рассматривалось как освобождение пастырей от мирских забот, что позволяло им посвящать себя духовному труду во имя спасения остальных. Частная собственность, приобретенная праведными трудами, не осуждалась.

По мнению Фомы Аквинского, собственность, которая приобретается для удовлетворения необходимых нужд, естественна. Им отвергалась идея общности имущества для всех мирян. По его мнению, "каждый должен охранять свое" и общим может быть лишь пользование имуществом в условиях бедности. Только те, кто "отказался от мира сего", могут отказаться от собственности.

Общество рисовалось ему в виде пирамиды, где различные профессии располагались на неодинаковом расстоянии от Бога. При этом он считал, что существует несколько форм жизни, доступных людям, например, созерцательная жизнь и активная жизнь. Активная жизнь может привести к земному богатству, но скорее всего оно будет достигнуто путем греха, поскольку жажда богатства не знает границ. Безотносительно к тому, что каждый человек выбрал на основе своих способностей и положения, Фома рекомендует человеку быть умеренным. Крайность неестественна и не основывается на добре.

Фома Аквинский считал крестьянское хозяйство похвальным явлением и основой благополучия людей. С его точки зрения, для всякого государства достойнее получать продукты со своей территории, чем через посредство купцов. Он верил в преимущества самодостаточного хозяйства. Фома Аквинский делил богатство на естественное и искусственное, относя к первому предметы питания, напитки, жилье, животных, земельную собственность и т.д. Золото и серебро им квалифицировались как искусственное богатство, которое не может быть целью деятельности человека.

Фома разработал подробное учение о справедливой цене. Идея справедливой цены была актуальна еще с античности (ее разрабатывали и Аристотель, и римские юристы – цивилисты). В Средние века идея справедливой цены особенно беспокоила горожан. Фома Аквинский считал, что занятие коммерческой торговлей (с целью извлечения выгоды) "само по себе постыдно", но торговля по справедливой цене дозволяется для приобретения необходимых средств к жизни, полученная при этом торговая прибыль может быть уподоблена плате за труд.

Учение о справедливой цене характерно не только для Западной Европы, но и для других стран и континентов. Это свидетельствует об универсальности данной проблемы. В условиях цеховой организации канонисты считали, что за ценой, эталонами мера и веса должны следить сословные организации, поскольку мошеннические действия члена корпорации бросали тень на честных ее членов. При этом корпорации должны следить за справедливым распределением корпоративных доходов. Цены будут более справедливыми, если корпорации будут гарантировать каждому участнику обмена соответствующее его рангу существование.

Фома Аквинский полагал, что деньги (особенно функции, которые они выполняют) образовались постепенно, в результате развития товарообменных операций. Как защитник христиан, абсолютное большинство которых составляли крестьяне, он осуждал взимание процентов за денежные ссуды, поскольку ростовщики разоряли их хозяйства (нередко служащие залогом займа), особенно в неурожайные годы. Он называл ростовщичество "постыдным ремеслом", а взимание процентов квалифицировал как продажу того, чего нет, и как причину, усугубляющую неравенство в труде и распределении. Поскольку деньги опосредуют обмен, так называемая плата "за пользование деньгами", кроме узаконенного грабежа, приводит к росту несправедливых цен.

Тем не менее Фома допускал существование займов в натурально-вещественном виде как жизненную необходимость. При этом заемщик должен соблюдать договорные обязательства, поскольку имеет возможность их выполнить. Например, если крестьянин занял мешок зерна для посева, он мог получить с этого мешка 3–4 мешка урожая. В такой ситуации он без убытка для себя возмещал займ. Допускалось возмещение убытков, понесенных кредитором от задержки его вещи.

В отношении денежных ссуд дело обстояло гораздо сложнее, поскольку кредитные операции получали все большее распространение, ростовщичеством могли заниматься сами купцы, занявшие деньги якобы на покупку товаров, феодалы также пользовались услугами ростовщиков, причем определить, для каких нужд они заняли деньги, было также непросто. В целом христианские богословы более строго подходили к коммерческой торговле и ростовщичеству, чем греки и римляне, объявляя такие виды ремесла небогоугодным делом.

Томистская мораль и этика основывались на свободе выбора. Каждый человек должен был определять сам: гореть ему в аду после ухода в мир иной или же попасть в Царствие небесное. Эта свобода воли была производной от рационального выбора, она покоилась на представлении о том, что действия каждого человека имеют цель, предназначение. Люди стремятся к определенного вида цели. Эта цель заключается прежде всего в реализации уникальных человеческих способностей. Целью каждого является реализация присущих ему человеческих способностей в той ситуации, в которой он обнаруживает себя. В этом целенаправленном образе жизни человек может рассчитывать на свой разум. Цель должна быть рациональной. Способом ее реализации должен быть разум (который дарован Богом только человеку). Томизм допускал совершенствование разума путем приобщения (под руководством опытных людей) к практическому знанию (мудрости), позволяющей судить о том, что требуется и какие действия уместны в разных ситуациях. Это достаточно спорное положение, вызывающее богословские дискуссии. Как может "опытный, мудрый человек" усовершенствовать то, что создано Богом? Возможно ли, чтобы он был мудрее Бога?

В этом отношении позиции католицизма и православия расходились. В православии господствовал принцип "ничего не добавляй от себя при толковании Священного Писания и Священного Предания". Эта сдержанность выразилась не только в иконописании, но и в философско-богословской и миссионерской литературе.

Католицизм посредством томизма санкционировал человека на реализацию способностей к целенаправленным действиям. Разум не только обладает превосходством над волей, он вдохновляет волю. Люди должны делать то, что разум считает добром, они должны стремиться к целям, на которые им указывает разум. Эта активная жизненная позиция была бы бесспорной, если бы история не давала примеров, как разумом оправдывались завоевание Нового Света, создание колониальной системы, мировые войны, исходящие из центра Европы, и многие другие "небогоугодные" дела.

Фома исходил из представления о всеобщих моральных нормах или законах. Существуют неизменные и общеобязательные моральные принципы. То, что люди могут по-разному понимать эти законы и принципы, доказывает не их относительность, а только то, что наша способность к их пониманию подвержена ошибкам. Философски это представление является следствием аристотелизма Фомы, а теологически – следствием томистского понимания взаимоотношения Бога и человека. Фома, конечно же, не думал, что у людей достаточно разума и способности жить по-человечески. Только понимание спасения от греховных соблазнов и помыслов может удержать человечество от катастрофы. Но то, что нужно для спасения, выходит за пределы того, что необходимо для социально и морально приемлемой жизни. Вот почему для спасения необходимы откровение и вера. Вера необходима для того, чтобы осветить цель – спасение. Вера и обращение в нее нужны для того, чтобы люди могли ими руководствоваться в своем приближении к этой наивысшей цели.

Экономические воззрения средневековья (феодального обще­ства), судя по дошедшим до нас литературным источникам, но­сят ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи, в том числе в области хозяйствен­ной политики, переполняют схоластика, софистические рассуж­дения, религиозно-этические нормы, посредством которых ими оправдывается сословный характер и иерархическая структура об­щества, рост концентрации политической власти и экономичес­кого могущества у светских и церковных феодалов. Их доктринам присущи также двусмысленное толкование необходимости расши­рения масштабов товарности экономики, осуждение либо неяв­ное одобрение ростовщичества и другие признаки неприятия в хозяйстве основополагающих принципов рыночных отношений.

Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Исламский арабский Восток

Автором одной из значительных концепций общественного прогресса на базе экономических факторов является видный мыслитель арабского Востока Ибн-Хальдун (1332-1406) 4 , который жил и творил в северо-африканских странах Магриба. К этому вре­мени здесь к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и «всесильные» постулаты Корана, лежащего в основе зародившей­ся в начале VII в. новой религиозной идеологии - ислама. Причем примечательно, что «услышал», а затем распространял в своих проповедях «откровения бога», став тем самым основателем ислама, некий пророк Мухаммед - несомненно, искушенный в экономических проблемах купец из Мекки.

В концепции Ибн-Хальдуна («социальная физика») не отверга­ются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом в Кора­не возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жад­ности и расточительства, а также то, что «Аллах дал преимуще­ство одних людей перед другими». Ее основным достижением яв­ляется дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Последняя, на его взгляд, к традиционным хозяйственным занятиям людей в земледелии и ско­товодстве прибавила такие прогрессивные сферы экономической деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каж­дого человека. Однако переход к цивилизации с ее возможностя­ми для избыточного производства материальных благ, предупреж­дает ученый, не означает, что наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и отпадет необходимость в «предводи­тельстве» над подданными и в разделении общества на сословия («слои») по имущественному признаку.

Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граж­дан предметами первой необходимости и предметами роскоши или, по его терминологии, «необходимым» и «лишенным необходимо­сти», зависит прежде всего от степени населенности города, сим­волизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому, если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишен­ное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря учас­тию в земледелии в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) - бу­дут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат мало­численности проживающего в нем населения обусловливает недо­статок и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанав­ливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рыках), тем более реален расцвет любого города, общества в целом.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяй­ственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли пол­ноценные монеты из созданных богом двух металлов - золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содер­жание человеческого труда «во всем приобретаемом», ценность «всякого движимого имущества», и в них «основа приобретения, накопления и сокровища». Он совершенно нетенденциозен при ха­рактеристике «стоимости труда», т.е. заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда челове­ка», во-вторых, «его мест среди других трудов» и, в-третьих, от «потребности людей в нем» (в труде. - Я.Я.).

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах. Католическая школа канонистов

Наиболее значимым автором западноевропейской экономичес­кой мысли средневековья называют, как правило, доминиканс­кого итальянца монаха Фому Аквинского (Аквината) (1225-1274), отнесенного в 1879 г. католической церковью клику святых. Он стал достойным продолжателем и оппонентом одного из основателей школы раннего канонизма Августина Блаженного (Святого Авгу­стина) (353-430), который в конце IV - начале V вв., будучи епископом во владениях Римской империи в Северной Африке, заложил догматические безальтернативные принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. И эти прин­ципы в течение V-XI вв. оставались почти незыблемыми.

В период раннего средневековья господствовавшая экономичес­кая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как резуль­тат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы церковных законов (канонов) выступали также против свойствен­ного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдель­ных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссуд­ные операции, как явления грешные, вообще запрещались.

Однако в XIII-XIV вв., в период расцвета позднего средневе­ковья (когда усилилась сословная дифференциация общества, воз­росли число и экономическая мощь городов, в которых, наряду с земледелием, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, т.е. когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение), поздние ка­нонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономи­ческие проблемы и причины социального неравенства. Здесь име­ется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были прежде всего авторитарность доказа­тельств (посредством ссылок на тексты священного писания и труды церковных теоретиков) и морально-этическая характерис­тика экономических категорий (включая положение о «справедли­вой цене»). К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством ком­ментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку кон­кретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.

Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского по мно­гим экономическим проблемам, актуальным в странах Западной Европы в средние века и нашедшим отражение в его трактате «Сумма теологии». Например, если ранние канонисты, подразде­ляя труд на умственный и физический виды, исходили из боже­ственного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф.Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления об­щества. При этом он пишет: «Деление людей по различным про­фессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склон­ны к различным профессиям...» 5

Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ран­ними канонистами автор «Суммы теологии» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростов­щический процент. Рассмотрим вкратце эту позицию ученого при­менительно к каждой названной категории.

Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считав­шихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» (о них речь пойдет ниже) мо­гут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался иссле­дователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен. Не отвергая данный принцип, Ф.Аквинский обращает внимание на многочисленные примеры, превращающие обмен в субъективный процесс, обеспечивающий равенство извлекаемой пользы при неэквивалентном, казалось бы, обмене вещей. Иными словами, условия обмена лишь тогда нару­шаются, когда вещь «поступает на пользу одному и в ущерб дру­гому».

«Справедливая цена» - это категория, которая в экономичес­ком учении канонистов подменяла категории «стоимость» (цен­ность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф.Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в про­тивном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недопо­лучит соответствующее его положению в обществе количество де­нег, и всей «общественной жизни».

Деньги (монеты) Ф.Аквинским трактуются подобно авторам древнего мира и раннего канонизма. Он указывает, что причиной их возникновения стало волеизъявление людей для обладания «вер­нейшей мерой» в «торговле и обороте». Выражая свою привержен­ность номиналистической концепции денег, автор «Суммы тео­логии» признает, что, хотя монеты имеют «внутреннюю ценность», государство тем не менее вправе допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности». Здесь ученый вновь верен своему пристрастию к двойственности, с одной стороны, признавая, что порча монеты может сделать бессмысленным из­мерение достоинства денег на внешнем рынке, а с другой - вве­ряя государству право устанавливать «номинальную ценность» подлежащих чеканке денег по своему усмотрению.

Торговая прибыль и ростовщический процент осуждались кано­нистами как небогоугодные, т.е. грешные, явления. С определен­ными оговорками и уточнениями «осуждал» их и Ф.Аквинский. Поэтому в результате, по его мысли, торговая прибыль и процент за ссуду все же должны присваиваться соответственно торговцем (купцом) и ростовщиком, если при этом очевидно, что они со­вершают вполне благопристойные деяния. Иначе говоря, необхо­димо, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслу­женной платой и вознаграждением за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие материальные издержки и даже за риск.

Вопросы и задания для контроля

1. Приведите аргументы авторов экономических идей и концепций древнего мира и средневековья, посредством которых ими отста­ивался приоритет натурального хозяйства и осуждалось расшире­ние масштабов товарно-денежных отношений. Можно ли с ними согласиться в том, что деньги возникли не стихийно, а в резуль­тате соглашения людей между собой?

2. В чем особенности модели идеального государства в трудах Аристо­теля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об эконо­мике и хрематистике.

3. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке? Изложите суть концепции «социальной физи­ки» Ибн-Хальдуна.

4. Какие методологические принципы использовали в своих экономи­ческих воззрениях ранние и поздние канонисты? Приведите при­меры исторической аналогии в тоталитарных государствах XX сто­летия.

5. Сравните трактовки основных экономических категорий в перио­ды раннего и позднего канонизма. Как они формируются в совре­менной экономической литературе?

Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1975-1983.

Артхашастра, или Наука политики. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

Древнекитайская философия. Сборник текстов. В 2-х т. М.: Мысль 1972-1973.

Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М.: Мысль, 1980.

Платон. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972.

Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО «Алгон», 1992.

Лекция 3. Меркантилизм - экономическая мысль периода зарождения рыночных экономических отношений

Изучив эту тему, вы будете знать:

Что именно в период экономических идей меркантилизма рыноч­ные экономические отношения возобладали, вытеснив некогда игравшее ведущую роль натуральное хозяйство;

В чем заключается меркантилистская концепция о богатстве и почему принято было считать, что достижение активного торго­вого баланса невозможно без национальной политики «разори I соседа»;

Каковы особенности протекционистских настроений меркантилистов на раннем и позднем этапах в развитии меркантилизма;

Почему меркантилистская экономическая концепция являет собой! «экономическую теорию во младенчестве» (М.Блауг) и «была системой практической политики» (Н.Кондратьев), заботившейся «о развитии рыночной системы совершенно нерыночными спосо­бами» (К.Поланьи);

С каких пор экономическая наука стала называться политической экономией.

Введение

История экономических учений представляет из себя одну из составных час экономического знания в целом. Без изучения экономических воззрений человечества в различные исторические эпохи, с учетом их специфики невозможно подлинное постижение сути экономических явлений. Настоящая статья посвящена истории экономической мысли в эпоху Средних веков.

Необходимо отметить, без изучения экономической мысли в Средние века не представляется возможным построение стройной цепочки генезиса экономического знания, поскольку Средневековье – это неотъемлемый период истории человеческого общества, хронологически продолжавшийся около тысячи лет. В настоящей статье мы сосредоточим свое внимание на истории развития экономических учений в период Средневековья в Западной Европе, поскольку именно в Европе произошло позднейшее бурное развитие экономической мысли в эпоху Нового Времени, и поэтому представляется весьма интересным проследить, как происходило зарождение такой мысли в более ранние времена – то есть в Средние века.

Общая характеристика Средних Веков как исторического периода Средневековье это период истории, который в традиционной историографии берет свой отсчет согласно традиционным представлениям начинается с момента падения Западной Римской империи в 476 г. – события, которое олицетворяет крушение античной цивилизации. Что касается верхней временной границы Средних веков, то в этом отношении историки не могут прийти к окончательному согласию, связывая его с такими событиями, как падение Константинополя в 1453 г., открытие европейцами Америки и морского пути в Индию в 1490-е годы, начало религиозной реформации в Европе в 1520-е годы, голландская буржуазная революция 1566-1609 гг., английская буржуазная революция 1640-1660 гг.

Так или иначе, но рассматриваемая нами эпоха длилась довольно продолжительное время и, разумеется, за столь долгий период как наука в целом, так и экономические учения в частности не оставалась неизменной. Экономическая мысль в Средневековье развивалась в соответствии с изменениями в реальной жизни, по мере развития общественно-экономических отношений. Поэтому экономические воззрения раннего Средневековья существенно отличались от представлений Средневековья развитого. В то же время, не следует забывать, что общественные и экономические отношения в Средние века развивались все-таки в очень медленном темпе, соответственно, сравнительно медленно изменялась и экономическая наука.

Особенности эпохи Средневековья

Для того чтобы лучше понять специфику экономической мысли Средневековья нам следует обратиться к характерным особенностям данной эпохи в целом. Одну из таких особенностей – относительно медленное развитие мы уже отметили ранее.

В Средние века сложился особый тип мировоззрения средневекового человека, который был вызван спецификой тогдашней жизни в различных ее проявлениях – социальной, политической, экономической, идеологической, культурной. Специфика средневекового мировоззрения оказывала влияние на формирование различных сторон науки и культуры, в том числе и на экономические представления.

Самая главная особенность европейского Средневековья, да, пожалуй, и все этой эпохи в мировом масштабе – это господство религиозного мировоззрения, которое наблюдалось в самых различных сферах человеческой жизни. При характеристике средневекового общества нередко используются такие выражения, как «народ верующих»1. Данная специфика Средневековья проявлялась как в политическом устройстве общества – значительном влиянии римско-католической церкви, так и в господстве религиозной идеологии в научно-культурной сфере. Любая наука рассматривалась как «служанка богословия», в том числе это касается и экономической мысли.2 Необходимо четко понимать, что экономическая наука в средневековой Европе существовала не самостоятельно, а как часть теологии. Именно поэтому по сути дела единственными мыслителями, которые рассматривали экономические представления являлись представители церкви. Экономическая мысль развивалась в рамках схоластики - специфической религиозной философии, которая соединяла религиозную догматику с зачатками рационалистического научного подхода3.

Европейское Средневековье в значительной степени формировалось «на руинах» Античности, в силу этого мы можем обнаружить существенное античное влияние в данную эпоху. Конечно, с одной стороны Античность, Древние Греция и Рим рассматривались христианами как идеологически враждебные «языческие», но с другой стороны языком науки являлась латынь – язык погибшего Древнего Рима, а выдающиеся античные ученые, прежде всего Аристотель, оставались непререкаемым авторитетом для средневековых схоластов, по крайней мере в той части, которая прямо не противоречила религиозным догматам.

1 Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. – C. 145.

2 Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. – С. 13.

3 История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 57.

Основу экономической жизни в Средневековье составляла феодальная система хозяйствования. Для феодализма была характерна частная собственность на землю и господство крупного землевладения. Основное средство производства – земля – находилось в частой собственности монархов, крупных феодалов, католической церкви. Мелкие феодалы выступали как условные держатели земельных наделов от более крупных. Подавляющая часть населения была лишена земельной собственности и составляла сословие крепостных крестьян, зависимых от феодалов и вынужденных работать на их земле. Жесткое сословное деление общества – это еще одна важная черта Средневековья. При этом несколько особняком в феодальной иерархии стояли города и городское население. Поскольку в Средневековье преобладало натуральное хозяйство, то большая часть продукта производилась для личного потребления, а не для продажи. В силу этого торговля в Средневековье была развита относительно слабо.

Экономические учения раннего Средневековья

С учетом перечисленных особенностей мы теперь можем проследить развитие экономической мысли в эпоху Средневековья в Западной Европе.

В раннее Средневековье экономические учения были очень стеснены в рамках строгой религиозной догматики. Этот период развития научной мысли в Европе поучил название патристики. Патристикой (от лат. pater – отец) принято называть учения так называемых «Отцов церкви» - идеологических лидеров христианского вероучения на раннем этапе его развития, в т.н. «послеапостольские времена», т.е. начиная со II века н.э.

Среди представителей патристики можно выделить таких теологов, как: Тертуллиан (160 - 220), Ориген (ок. 185 - 253/254), Киприан Карфагенский (после 200 - 258), Афанасий Великий (295 - 373), Григорий Богослов (Назианзин) (329/330 - 390), Василий Великий (ок. 330 - 379), Амвросий Медиоланский (333/334 - 397), Августин Блаженный (354 - 430) и др.

Главной специфической чертой патристики как учения, является то, что наивысшим авторитетом было признано «Святое писание», т.е. Библия, к которой и обращались мыслители для подтверждения правоты своих утверждений. Библия рассматривалась как источник истинного знания, якобы переданного человеку Богом. В силу этого для получения ответов на любые вопросы, в том числе и экономического плана, необходимо обращаться к Библии, и при этом наиболее четко и полно уяснять себе смысл текста Библии.

В трудах «отцов церкви» подвергались осуждению как «греховные» торговая прибыль и ростовщический процент, которые рассматривались как неправедные результаты присвоения чужого труда. Ранние идеологи христианства выступали также против свойственного античным мыслителям презрительного отношения к физическому труду, осуждали материальное богатство и благополучие немногих в ущерб большинству населения. В силу этого крупная торговля с целью получения прибыли, ссудно-банковские операции, как «грешные» явления, официально запрещались католической церковью.

Экономическая мысль развитого Средневековья. Фома Аквинский

По мере развития общественно-экономических отношений, по мере роста производительности труда, по мере развития торговых связей, как внутри отдельных стран, так и на международном уровне, становилось ясно, что строгие догматические представления раннего христианства не могут соответствовать реальной жизни, сковывают развитие торгово-экономических отношений. В этих условиях схоласты развитого Средневековья были вынуждены искать компромисс между библейскими догматами и насущными жизненными требованиями. Наиболее ярким представителем такого «компромиссного» направления в средневековой экономической науке является схоласт Фома Аквинский (1225-1274).

Главным трудом Фомы Аквинского является объемная и многотомная «Сумма теологии». В этой работе, среди прочего, прослеживаются и его экономические представления, которые с учетом авторитета и влияния Аквинского в средневековой Европе мы можем в определенной степени рассматривать как квинтэссенцию экономической мысли развитого европейского Средневековья.

В своих экономических представлениях Аквинский, как и во многом другом, опирался на античное наследие, прежде всего на работы Аристотеля, и при этом пытался совместить мысли Аристотеля с религиозными догматами христианства. Экономические воззрения Аквинского содержатся, в основном, в восьмом томе «Суммы теологии».

Аквинский, в противовес представителям раннего христианства, обосновывает мысль, что частная собственность, вполне может сочетаться с христианской моралью. Он утверждает, что частная собственность, если она направлена на удовлетворение естественных потребностей человека (питание, одежда, жилище и т.д.), а не на бесконтрольное обогащение ради обогащения, вовсе не является греховной.

Рассматривая процессы экономического обмена, Аквинский, вводит понятие «справедливой цены» - категории которая в определенном роде подменяла современное понятие «рыночная цена». По мнению Аквинского, «справедливая цена» может быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что не рассматривается им как грех. Аквинский признает, что продавец имеет право продать вещь дороже, чем она стоит сама по себе: «если продавец продал свои товары дороже их стоимости или покупатель купил их дешевле их стоимости без какого-либо мошенничества со своей стороны, то закон трактует сделку как законную и не предусматривает за это никакого наказания».4

Рассуждая о возможности получения прибыли при заключении сделок, Аквинский говорит следующее: «о купле-продаже можно говорить двояко. Во-первых, о как таковой, и с этой точки зрения купля-продажа, похоже, существует ради выгоды обеих сторон, одна из которых, как говорит Философ, нуждается в том, чем обладает другая, и наоборот. Но то, что существует ради общей выгоды, не должно быть для одной стороны более обременительным, чем для другой, и потому все заключенные между ними договора должны соблюдать равенство между [обмениваемыми] вещами. Кроме того, мерой ценности используемой людьми вещи является её стоимость, ради чего, как сказано в пятой книге «Этики»5, и были придуманы деньги»6

Деньги, таким образом, по мысли Аквинского, являются «вернейшей мерой» в «торговле и обороте. В соответствии с номиналистической концепцией денег, Аквинский считает, что, хотя деньги обладают своей «внутренней ценностью», возможно допускать некоторое отклонение ценности монеты от ее «внутренней ценности»: «если человек видит, что покупка принесет ему большую выгоду, он может по собственной воле доплатить продавцу сверх цены и тем самым продемонстрировать свою честность».7

Хотя при этом в целом торговлю Аквинский рассматривает как изначально негативное явление, поскольку он исходит из постулата о том, что в мире якобы существует неизменное количество «совокупного богатства». Поэтому чрезмерное накопление материальных ценностей в руках одного человека с неизбежностью приводит к обеднению других, так как дополнительному богатству просто неоткуда взяться. Тем не менее, торговля все же может быть оправдана тем, что в целом она может приносить пользу обществу8. Торговцы способствуя обмену между странами и народами приносят тем самым пользу людям, позволяя им использовать блага, изначально удаленные от них: Поэтому Аквинский допускает получение купцами прибыли и накопление в их руках материальных ценностей, так как их торговые путешествия требуют немалых усилий, да еще при этом неизменно связываются с риском получения ущерба от стихийных бедствий, нападений разбойников и пиратов и т.д.: «человек … может вести торговлю ради достижения некоторого общественного блага, например, чтобы его страна не испытывала недостатка в жизненно необходимых вещах, а прибыль интересует его не как цель, а как плата за его труды».9

Допуская возможность товарообмена, получения прибыли, торговли, Аквинский, в то же время, сохраняет свойственное для раннего Средневековья крайне негативное отношение к ростовщичеству10. По его мнению, любые формы ростовщичества, как в денежном, так и в натуральном выражении являются неприемлемыми: «как брать деньги по молчаливому или выраженному согласию за предоставление денег или какой-либо иной потребляемой вещи является противным правосудности грехом, точно таким же грехом является и получать по молчаливому или выраженному согласию за это что-либо из того, что может быть измерено деньгами».

Исходя из концепции Аристотеля, согласно которой деньги – это только мерило ценности, Аквинский приходит к выводу о греховности любых займов под проценты: « брать деньги по молчаливому или выраженному согласию за предоставление денег или какой-либо иной потребляемой вещи является противным правосудности грехом»11. По его мнению, передача предмета одним лицом другому сообщает последнему и саму собственность на вещь, пусть и временно в случае договора займа конкретной вещи. Получение дополнительного вознаграждения за временное пользование денежной суммой рассматривается как двойная продажа одной и той же вещи.

4 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. -

5 Имеется в виду работа Аристотеля.

6 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32 7 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32 8 Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. – С. 14-15.

9 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 77. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32

10 История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – С. 60.

Заключение

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод, что развитие экономической мысли в Средние века в Западной Европе происходило по пути постепенного отхода от строгих идеологических догматов раннего христианства.

По мере развития экономических отношений, средневековые схоласты, в целом находясь в рамках теологической доктрины, были вынуждены искать компромиссные решения. Мы видим, что в учении Фомы Аквинского содержится признание допустимыми таких явлений экономической жизни, как частная собственность, торговля, получение прибыли, личное обогащение, пусть и в ограниченных пределах. Напомним, что в трудах ранних «отцов церкви» эти явления осуждались почти безоговорочно.

В других же моментах (таких, как отношение к ростовщичеству) экономическая мысль развитого Средневековья продолжает оставаться столь же непримиримой.

В целом можно сделать вывод, что в недрах средневекового европейского общества происходило постепенное вызревание новой эпохи – эпоха Ренессанса. Пускай медленное, но неуклонное повышение производительности труда, развитие торгово-экономических связей, постепенный рост благосостояния общества подрывали господство религиозной идеологии и требовали освобождения научной мысли (в том числе и экономической мысли) из узких рамок схоластической теологии.

Следует заметить, что сегодня нам весьма сложно однозначно оценивать экономические воззрения мыслителей той далекой эпохи. С одной стороны, они нам могут показаться примитивными, загнанными в узкие рамки теологических концепций, но, с другой стороны, современному человеку довольно трудно в реальности представить те окружающие условия, в которых находился человек средневековой Европы и под воздействием которых формировались его экономические взгляды. Поэтому только с учетом специфики средневековой жизни мы можем дать объективную оценку экономическим учениям того времени.

Не стоит забывать, что так же как и само Средневековье является неотъемлемым этапом человеческой истории, так и без экономических учений этой эпохи невозможно полноценно изучать генезис современной экономической науки. Необходимо отметить, что средневековые ученые раскрыли или уточнили содержание многих экономических понятий, развили логику научного понимания экономических процессов, пусть и в рамках схоластической методологии. Однако в целом экономическое мышление в Средние Века оставалось под контролем религиозных норм.

Попытки экономической мысли приспособиться к новым условиям, но оставаться при этом в тесных религиозных рамках, могли добиться только временного успеха. Дальнейшее развитие экономики, освоение новых торговых путей, начавшееся в эпоху Великих географических открытий и другие явления изменяющейся жизни требовали существенного пересмотра представлений экономической науки, что и произошло в следующую историческую эпоху – Новое Время.

11 Аквинский Ф. Сумма теологии. Том VIII. Вопрос 78. - http://librebook.me/summa_theologica/vol33/32

Список литературы

1. Аквинский Ф. Сумма теологии. – М.: Элькор-МК, 2002.- 560 с.

2. Блок М. Феодальное общество / Пер. с фр. М. Ю. Кожевниковой, Е. М. Лысенко. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003. - 502 с.

3. История экономических учений: учебное пособие / Г. Д. Гловели. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 740 с.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. 1-е изд. - М.: ИГ «Прогресс», Прогресс- Академия, 1992. - 376 с.

5. Шумпетер Й.А.. История экономического анализа /пер. с англ. под ред. В.С. Автономова, в 3-х т. - СПб.: Экономическая школа, 2001. -Т. 1. – 552 с., Т. 2. – 504 с., Т. 3. – 688 с.

6. Ядгаров Я.С. История экономических учений. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: М, 2009. - 480 с.

Экономические мировоззрения средневековья (феодального общества) носят ярко выраженный богословский характер. Научной наследие этой эпохи переполняют религиозно-этические нормы, посредством которых оправдывается сословный характер и иерархическая структура общества, рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных феодалов.

Средневековая экономическая мысль в восточных странах. Автором одной из значительных экономических концепций того времени является мыслитель арабского востока Ибн-Хальдун (1332-1406). В его концепции не отвергается богоугодность торговли и провозглашаемое исламом возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и ростовщичества. Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека.

Ибн-Хальдун показал понимание того, что обеспечение граждан предметами первой необходимости и предметами роскоши или, по его терминологии, «необходимыми» и «лишенными необходимости», зависит прежде всего от степени населенности города, символизирующей как его процветание, так и упадок. Поэтому если город растет, в нем будут в достатке и «необходимое» и «лишенное необходимости»; при этом цены на первое (благодаря участию в земледелии в том числе и горожан) будут снижаться, а на второе (из-за резкого роста спроса на предметы роскоши) – будут увеличиваться. И наоборот, упадок города как результат малочисленности проживающего в нем населения обусловливает недостаток и дороговизну всех без исключения материальных благ. Одновременно с этим мыслитель отмечает, что чем ниже устанавливается размер налогов (включая пошлины и поборы правителей на городских рынках), тем более реален расцвет любого города и общества в целом.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда «во всем приобретаемом».

Средневековая экономическая мысль в западноевропейских странах. Наиболее значимым автором западноевропейской экономической мысли средневековья называют итальянского монаха Фому Аквинского (Аквината) (1225-1274), отнесенного в 1879г. католической церковью к лику святых.

В период раннего средневековья господствовавшая экономическая мысль категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления справедливых цен. Авторы того времени выступали против свойственного идеологам античности презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные вообще запрещались.


Богатство со времен Августина рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. В соответствии с этим постулатом бесчестное приумножение (накопление) золота и серебра, считавшихся по своей природе «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Но, по Аквинскому, «справедливые цены» могут быть неоспоримым источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

Обмен в древнем мире и в средние века воспринимался исследователями как акт волеизъявления людей, результат которого пропорционален и эквивалентен.

Справедливая цена – это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории «стоимость» и «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты объясняли, как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства. Однако Ф. Аквинский затратный подход назначения справедливой цены считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.

Ф. Аквинский указывает, что причиной возникновения денег стало волеизъявление людей для обладания верной мерой в торговле и обороте.

На протяжении большей части эпохи Средневековья экономическая мысль не сформировалась как самостоятельная отрасль знания и развивалась в рамках существовавших философских и правовых систем. В ту эпоху она была представлена двумя направлениями – светским и религиозным.

Светское направление это разнообразные нормативно-правовые документы, регулирующие хозяйственные отношения и направленные на придание повседневной хозяйственной практике устойчивых правовых норм, защиту собственности и упорядочение сферы распределения.

В период раннего Средневековья в экономике господствовало натуральное хозяйство. К этому времени относится создание различных кодексов – "Правд": Вестготской, Бургундской, Салической, Рипуарской, Баварской, Русской. Эти юридические документы являются памятниками экономической мысли. В них раскрываются основные экономические проблемы эпохи: отношение к общине, закрепощение крестьян, организация феодального хозяйства и др.

Наиболее полные сведения о хозяйственном развитии представлены в юридических документах Франкского государства. В начале VI в. при короле Хлодвиге (481– 511) был составлен кодекс судебных обычаев франков – "Салическая правда ". В нем нашли отражение процессы разложения родового строя, дифференциации общества. Верховным собственником всей общинной земли тогда являлась община, наделы отдельных семей (аллоды) еще не стали частной собственностью. Однако ряд статей закона защищал индивидуальное хозяйство членов общины. Наряду с общинным признавалось существование крупного частного землевладения, например королевского. Приближенные короля наделялись некоторыми привилегиями в отличие от остальной массы франков. Например, "вергельд" – денежное возмещение за убийство приближенного было в три раза выше, чем за убийство простого франка.

Позже "Салическую правду" дополнили "капитулярии" – указы или инструкции франкских королей. Они отражали дальнейшее расслоение общества, разорение свободного крестьянства, формирование феодальной собственности на землю. К началу IX в., т.е. времени существования империи Карла Великого , относится наиболее известный среди них – "Капитулярий о виллах" (или в другом переводе "Капитулярий о поместьях"). Им утверждалось существование крепостных крестьян, плативших оброк феодалу. Образцовым считалось хозяйство, в котором оброк взимался натурой и развивались все необходимые виды хозяйственной деятельности, создавались запасы, продавались только излишки производства, а приобреталось лишь то, что не производилось в поместье. В законодательных документах нашли отражение экономические реалии раннего Средневековья.

Ведущую роль в духовном развитии феодальной Европы играло христианство, поэтому большинство общественных вопросов, в том числе и экономических, рассматривалось в рамках богословия. Экономическая мысль в тот период развивалась духовенством.

Религиозное направление второе направление средневековой экономической мысли характеризуется появлением большого числа богословских сочинений. Центральной в них была проблема приведения в соответствие с божественным замыслом хозяйственной практики. Экономические воззрения богословов тесно переплетались с теологией, в частности, с решением вопроса о религиозном спасении человека. Это спасение не носило персонального характера. Западноевропейская теология была убеждена, что оно невозможно без включения человека в социум, что было условием преодоления его эгоистической природы и подчинения более высокой цели – интересам общего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие "общее благо" являлось важнейшим во всех рассуждениях богословов. Необходимо различать взгляды ранних и более поздних средневековых авторов.

Ранние христиане, в том числе Августин Блаженный (354–430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, в своих работах: "О труде монахов", "О граде Божьем", "Исповедь" – выступали за строгое подчинение земного мира божественным заповедям, преодоление первородной греховности человека. Богословы этого периода отстаивали идеал нищеты, аскезы, отречение от земной жизни, выступали за строгое соблюдение христианской морали. Проявлением праведной жизни они считали тяжелый физический и духовный труд.

В VIII–IX вв. в Западной Европе наблюдался подъем культуры и образования. Христианских мыслителей все больше стала интересовать связь между богословием и философией, возможность использования достижений античных и средневековых мыслителей для обоснования сформулированных к этому времени отцами церкви религиозных догматов. В таких условиях оформилась схоластическая философия (от греч. Σχολαστικός – ученый, школьный).

Один из основоположников схоластики – Иоанн Дама- скин (ок. 675 – до 753) – знаменитый византийский богослов, завершивший формирование православной догматики. В теолого-философском трактате "Источник знания" он изложил и систематизировал основные богословские и философские положения, опираясь на христианские догматы и логику Аристотеля. Тем самым Иоанн Дамаский заложил основы схоластического метода. Он первым сформулировал положение "философия – служанка богословия", которое получило широкое распространение в Средние века.

В Западной Европе одним из первых схоластов был англосаксонский ученый Алкуин (ок. 735–804), являвшийся в течение некоторого времени советником и учителем Карла Великого. Алкуин писал богословские трактаты, учебники по грамматике, философии, математике, астрономии и пр. С его точки зрения, стремление человека к Богу как высшему благу изначально заложено в душе человека – вера превыше всего. Однако для систематизации веры необходимо приложить человеческий разум.

Возникнув в конце раннего Средневековья, схоластика достигла своего расцвета позднее. Именно она определяла развитие экономической мысли в эпоху классического Средневековья.

Рационализм схоластики во многом объяснялся традициями юридического мышления, основанного на римском праве. На него опиралось каноническое право (от греч. Kanon – норма, правило), оказавшее значительное влияние на экономическую мысль Средневековья. Его нормы регулировали не только вопросы церковной организации, но и семейные и имущественные отношения. Нормы канонического права разрабатывались в XII–XIV вв. В середине

XII в. монах Грациан из г. Болоньи составил "Свод канонического права", расширенный и дополненный в 1582 г. Церковные юристы (канонисты) опирались на решения церковных соборов и постановления римских пап, указания богословов.

В XIII–XIV вв. огромное влияние на развитие схоластики и канонической доктрины оказал Фома Аквинский (1225–1274), которого позже канонизировали . Его перу принадлежали "Сумма философии" и "Сумма теологии". По его мнению, разум приближает человека к истинной вере. Именно с этих позиций в главном труде "Сумма теологии " Фома Аквинский разрабатывал католическую догматику. Наряду с самыми общими вопросами бытия и природы Бога он рассматривал и практические проблемы повседневной жизни: как должен жить человек, сознавая себя исполнителем божественного замысла. При этом он отмечал, что реальные вещи и явления не всегда совершенны, не всегда точно и полно выражают Божий промысел, свою сущность, норму. Поэтому необходимо анализировать окружающий мир, выявлять истинную сущность вещей и явлений, определять нормы поведения людей, соответствующие божественному замыслу.

Общество должно строиться в соответствии с божественными законами ("естественное право", вытекающее из природы вещей) и законами, устанавливаемыми на основе договоренности людей между собой ("условное право"), которые являются некой корректировкой божественных законов в соответствии с определенной исторической ситуацией.

В отношении этих законов действовала строгая нормативная установка – требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие "справедливый" (справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д.) являлось главным для средневековых экономических воззрений. Справедливым считалось соблюдение или соответствие божественным или условным законам.

Идеи Фомы Аквинского оказали мощное влияние на взгляды поздних канонистов, в частности на их понимание проблемы "справедливой цены". Николя Орезм (ок. 1323–1382), известный представитель схоластики, внес определенный вклад в развитие экономической мысли. Ему принадлежит одно из первых чисто экономических сочинений "Трактат о происхождении, природе, законе и разновидностях денег". Н. Орезм видел в деньгах инструмент, придуманный людьми для того, чтобы сделать более удобным обмен товаров. Постепенно в роли денег стали выступать благородные металлы. Это стало возможным в силу их естественных свойств – однородности, делимости, сохраняемости. Таким образом, Н. Орезмом была сделана попытка обосновать металлическую теорию денег. Он выступал против порчи монеты, считая, что это отрицательно влияет на хозяйственное развитие страны, так как приводит к обесценению денежных накоплений, дезорганизует кредит.

У истоков Реформации в Германии стоял Мартин Лютер (1483–1546), доктор богословия, монах-августинец, который в 1517 г. на двери церкви в г. Виттенберге вывесил 95 тезисов против индульгенций. Свои экономические взгляды М. Лютер изложил в книге "О торговле и ростовщичестве".

Один из основоположников протестантства – француз Жан Кальвин (1509–1564), эмигрировав в Швейцарию, возглавил реформационное движение в Женеве и стал ее фактическим правителем. Женева превратилась в один из религиозных центров Реформации. В своем главном сочинении "Наставление в христианской вере" Ж. Кальвин объяснял, что собственность священна, она принадлежит Богу, который доверил ее людям, следовательно, человек должен беречь каждую монетку, каждый гвоздь.

Предмет . Основным предметом изучения в эпоху европейского Средневековья стал человек, его место в новой хозяйственной системе и экономические отношения, которые складывались и развивались в условиях феодальной экономики, основанной на неравенстве и внеэкономическом принуждении.

Методология и метод. В IX–XI вв. в западноевропейской мысли окончательно оформилась схоластическая методология. Схоластика не стремится найти истину, считается, что она уже дана людям, как на уровне веры, так и на уровне человеческого разума. Свою главную задачу схоластика видит в изложении и доказательстве истины с помощью разума, и, прежде всего, правильных умозаключений, стремится дать рациональные обоснования религиозных догматов и сделать их более доступными.

Основой схоластической методологии является формальная логика, которая позволяет, исходя из заданных посылок, делать выводы, абстрагируясь от реальности, применяя лишь законы и правила мышления. Обычно заключение по какому-либо вопросу выводится путем выявления различий в противоположных тезисах, возражениях "за" и "против", содержащихся в Библии, трудах отцов церкви и античных философов.

Основным методом богословов был нормативный, поэтому и в экономической мысли главное внимание уделялось нормам экономического поведения с точки зрения христианской морали, а не анализу экономических явлений. Богословами широко использовался методологический подход, получивший название патристика : устанавливающий правило "так должно быть".

Отметим, что рассуждения авторов носили в основном априорный, умозрительный характер и строились на основе нередко весьма изощренной логики. Важным элементом доказательства являлась ссылка на Священное Писание или труды отцов церкви.

К особенностям исследования следует отнести двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир представлялся богословам, божественным творением, однако испорченным первородным грехом. Поэтому во всех мирских явлениях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.

  • Карл Великий (742–814) – франкский король с 768 г., с 800 г. – император.
  • Встречается и другое, латинизированное, написание его имени – Томас Аквинат. Он был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского, воспитывался в школе при бенедиктинском аббатстве Монтекассино. В семнадцать лет вступил в нищенствующий орден доминиканцев, учился у Альберта Великого, затем преподавал в Париже и разных городах Италии. Отличаясь мягкостью, терпением и великодушием, Фома Аквинский получил прозвище doctor angelicus (ангельский доктор).
  • Патристика – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II–VIII вв., так называемых отцов церкви (pater – отец): Климента Александрийского, Оригена, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назиантина, Августина Блаженного, Леонтия Византийского, Боэция, Иоанна Дамаскина.
Статьи по теме: